Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика

170

        Дагестан. В составе РСФСР. Расположена в восточной части Северного Кавказа. На территории Дагестана выявлены поселения эпох энеолита (Гинчи) и бронзы (Верхний Гуниб), близкие современным аулам по террасообразному расположению домов, углублённых в склон горы. Близ г. Избербаш открыто огромное раннесредневековое городище Урцеки с остатками мощных крепостных стен, домов с канализацией, бань, храмов огня и др. К V и VI вв. Восходят сырцовые и каменные укрепления грандиозной оборонительной системы "Дагбары" ("Горная стена". Прямоугольные форты и стена длина свыше 40 км, идущая к морю и в горы от крепости Дербента), в архитектуре которой сказалось влияние зодчества сасанидского Ирана. С арабским завоеванием (VII-VIII вв.) и распространением ислама в Южном Дагестане появились мусульманские культовые здания (каменная трехнефная Джума-мечеть в Дербенте, III в., кирпичные своды восстановлены в XIV в.

Мечети XI-XIII вв. В селе Калакорейш, Рича и др.). В отдельных христианских (до XV в.) горных селениях строились церкви (в Датуне, конец X - начало XI вв.). В средние века сложились характерные для Дагестана аулы, подобные крепостям. Узкие улицы-тоннели и улицы-лестницы, тесно застроенные каменными домами, обступали общественную площадь и Соборную мечеть. В аулах Дагестана много мечетей - обычно каменные, прямоугольные в плане, с плоской (реже двускатной) крышей на резных деревянных столбах, с галереей по фасаду, с резьбой по камню и стуку. Возводились отдельные крепости (над аулом или торговым путём), круглые и квадратные каменные башни разного назначения, каменные арочные мосты, акведуки, купольные мавзолеи.

В Дербенте сложилась местная архитектурная школа, представленная памятниками XIV-XV вв. И XVII-XVIII вв., близкими архитектурными памятниками Азербайджана. В XIX в., после присоединения Дагестана к России, строились крепости для русских гарнизонов (Бурная), г. Петровск-Порт (ныне Махачкала).        Памятники изобразительного и декоративного искусства Дагестана восходят к эпохам неолита (наскальные изображения, глиняные сосуды), энеолита (расписная и чернолощёная с геометрическим орнаментом керамика) и бронзы (керамика с налепами, металлические подвески, бляхи). Концом 2-го тысячелетия до н. Э. Датируются наскальные высеченные и нарисованные изображения людей и животных, сцен охоты. О влиянии искусства скифов (вплоть до средневековья) свидетельствуют находки из могильника Бежта.

В горных районах найдены литые бронзовые статуэтки, связанные с культом плодородия. Искусство Южного Дагестана в конце 1-го тысячелетия до н. Э. Испытало влияние культуры Кавказской Албании, в III-V вв. Н. Э. - сасанидского Ирана. К VI-X вв. Относятся каменные фигуры барсов и львов (из Дербентской крепости), ажурные бронзовые пряжки (из могильника Бежта), поливная керамика, резные костяные накладки. Местоположение Дагестана на стыке торговых путей из Восточной Европы в Закавказье, Иран и Переднюю Азию обусловило своеобразие его средневекового искусства. Сцены охоты, борьбы, жертвоприношений и др. На каменных плитах и тимпанах и на бронзовых котлах из аула Кубачи, выполненные то в пластическом высоком рельефе, то в плоскостной графической манере, стилистически восходят к переднеазиатским и иранским сасанидским традициям.

Широкое развитие получили орнаментальная резьба по камню (Дербент, Кубачи) и дереву, бронзовое литьё, чеканка по меди (Гоцатль), необычайно яркое и многообразное ювелирное искусство (Кубачи), керамика (Балхар, аулы Кала, Испик). В XVI-XVII вв. Формируются традиционные узоры. "тутта" (ветка), "махарай" (заросли). В XIX в. Складываются новые художественные промыслы (Унцукуль). Во многих районах издавна ткут ковры, плетут циновки, вяжут узорные носки.        В советское время строятся новые города (Каспийск, Избербаш) и рабочие посёлки, реконструируются старые города (Дербент, Махачкала), ведётся обширное строительство жилых и общественных зданий (Дом правительства и драматический театр в Махачкале и др.). Повсеместно развиваются традиционные виды народного и декоративного искусства (мастера А.

М. Абдурахманов, И. А. Абдуллаев, Р. А. Алиханов), а также профессиональное изобразительное искусство, начало которому в Дагестане положили живописцы М. А. Джемал, Ю. А. Моллаев, М. Юнусилау, скульптор X. Н. Аскар-Сарыджа. В 1950-80-х гг. Активно работают живописцы-станковисты А. И. Августович, В. Н. Горьков, X. М. Курбанов и другие, монументалисты - Ш. Шахмарданов, Г. Камбулатов, графики С. М. Салаватов, К. А. Мурзабеков, братья Сунгуровы, А. Н. Шарыпов и др., скульпторы Аскар-Сарыджа, Г. Н. Гейбатов, А. М. Ягудаев и др. Развивается декоративное искусство, сценография. В 1938 основано Дагестанское отделение СА СССР, в 1935 - отделение СХ Дагестанской АССР..

Значения в других словарях
Давид Жак Луи

        (David) (1748-1825), французский живописец, общественный деятель. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. В 1775-80 в Италии изучал искусство античности, восприняв его как пример гражданственности художественного творчества. В предрево- люционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого революционного классицизма. Произведения Давида 80-х гг. ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей. "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей", 1789,..

Давыдова-Медене Леа Матисовна

        (р. 1921), советский скульптор. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1966). Училась в АХ в Риге (1941-49) у Т. Залькална. Психологическая выразительность в её многочисленных портретах сочетается с подчёркнутой монументальностью форм, как бы удерживающих природную тяжесть камня - главного материала Давыдовой-Медене. Произведения. Портреты П. Упитиса (1960), И. Зиедониса (1983. Оба - в Художественном музее Латвийской ССР, Рига), К. Земдеги (1962-65, ГРМ) - все гранит.Литература. Вы..

Дагоба

        дагаба, мемориальное буддийское сооружение в Шри-Ланке, подобное индийской ступе. Обычно часть "царского" монастыря. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дадаизм

        (франц. Dadaisme, от dada - деревянная лошадка. В переносном смысле - бессвязный детский лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее в 1916-22. Дадаизм зародился в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей первую мировую войну 1914-18 как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль, эстетику - как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали программный иррационализм и демонстративный антиэстетизм дадаизма и конкретн..

Дополнительный поиск Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 61 символа