Звериный стиль

148

        условное наименование широко распространённого в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей. Хотя изображения животных (наскальные росписи, мелкая и монументальная пластика) появились в искусстве в эпоху палеолита и широко встречаются в памятниках первобытной художественной культуры в Европе, Азии, Африке и других районах, "звериный стиль" как характерный вид декора сложился и широко распространился (преимущественно в степях и лесостепях Евразии) в железном веке (1-е тысячелетие до н. Э.), в эпоху разложения родоплеменного строя и формирования военной демократии.

Его происхождение связано с пережитками тотемизма (культа животных - прародителей рода) и утверждением роли воина - племенного вождя. Первоначальный декор в "зверином стиле" характерен для оружия и деталей конской упряжи, но впоследствии широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. П.). В наиболее развитом виде "звериный стиль" выступает у скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов и ведёт своё происхождение, по мнению ряда исследователей, от древнего искусства Передней Азии. Художественные произведения в "Звериного стиля" у каждого из народов имеют свой набор наиболее характерных сюжетов (так, у скифов часто встречаются изображения оленей и пантер, у фракийцев - сцен борьбы зверей и охоты всадника и т.

П.), что связано, очевидно, с характером сложившихся религиозных верований (например, типично зороастрийские мотивы у саков). Специфичны у каждого из народов и способы художественной трактовки образов. Так, в искусстве скифов Северного Причерноморья, испытывавших культурное воздействие древнегреческих городов, живость в передаче характерных черт, повадок и движений животных, динамизм композиции и объёмность изображений сочетаются с искусным приспособлением к форме и материалу предметов. Животные, как правило, изображаются в традиционных канонических позах (в момент скачка или борьбы, с поджатыми ногами, свернувшимися в клубок и т. Д.). В искусстве фракийцев, во многом исходившем от художественных традиций Древней Греции и ахеменидского Ирана, в дальнейшем всё сильнее проявлялись самобытные наивно-реалистические черты.

Изысканная декоративность плоскостных линейных изображений (резьба по дереву, войлочная аппликация и др.) характерна для "звериного стиля" древних алтайцев. По мере развития "звериного стиля" у каждого из народов жизненное, реалистичное начало всё более вытесняется чертами декоративной условности и стилизации, проявившимися наиболее ярко в искусстве сарматов. Причудливо переплетённые тела животных, образующие орнаментальные композиции, часто украшались цветными вставками из эмали, стекла, самоцветов. В эпоху Великого переселения народов (IV-VII вв.) "звериный стиль" сарматов оказал влияние на искусство германских племён (см. Германцы древние), которые способствовали его широкому распространению в странах Центральной и Западной Европы (что находит, в частности, отражение в искусстве норманнов).

Во второй половине 1-го тысячелетия н. Э., по мере утверждения христианства и мусульманства, "звериный стиль" постепенно утратил своё значение. Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве различных народов, в том числе Западной и Восточной Европы, Западной Сибири (ювелирные изделия, книжная миниатюра, резьба по дереву, камню и кости, камень архитектурный декор и др.)..

Значения в других словарях
Звартноц

        храм в Армянской ССР, близ Эчмиадзина. Выдающийся памятник раннесредневекового армянского зодчества. Построен в 641-661. Руины Звартноца открыты раскопками в 1901-07. Сохранились камни фундамента, архитектурные обломы, стволы, базы и капители колонн. Храм представлял собой круглое трехъярусное купольное сооружение (диаметр нижнего яруса 35,75 м). Внутри - тетраконх с обходной галереей. Фасады храма были украшены аркатурой, резьбой, рельефами, интерьер - мозаикой и росписью. На юго-западе..

Звенигород

        город в Московской области, на р. Москва. Впервые упоминается в 1339, но, судя по археологическим раскопкам, существовал в домонгольское время. В XIV-XVI вв. Важный сторожевой пункт на западных подступах к Москве. В этот период был обнесён мощными оборонительными стенами, выстроен Успенский собор на Городке (1399. Фрагменты фресок, приписываются Рублёву Андрею) - белокаменный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный храм в стиле раннемосковской архитектуры (см. Московская школа). В 139..

Зверьков Ефрем Иванович

        (р. 1921), советский живописец. Народный художник СССР (1981), член-корреспондент Академии художеств СССР (1975). Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (с 1976). В 1953 окончил МХИ. Автор тонких по колориту лирических пейзажей, воссоздающих неброскую красоту среднерусской природы ("Зимнее солнце", 1971, Министерство культуры РСФСР. "Речка разлилась", 1972, Союз художников СССР. "По большой воде", 1975).Литература. И. Н. Филонович, Е. И. Зверьков, Л., 1978. (Источник. «Популяр..

Звонница

        надстроенное на стене храма или поставленное рядом с ним сооружение с проёмами для подвешивания колоколов. Звонница, стенообразные или вытянутые в плане прямоугольники с внутренним пространством, получили выразительную пластическую разработку в каменных древнерусских (особенно псковских) храмах XIV-XVIII вв. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Звериный стиль Звериный стиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Звериный стиль" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Звериный стиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 14 символа