Игрушка

184

        предмет, предназначенный для детской игры, служащий целям воспитания. Произведение искусства, синтезирующее выразительные средства скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и театрального искусства (зрелищность, игровая динамика, участие в сюжетных играх). Идейно- художественный характер игрушки связан с историко-культурным развитием общества. В Древнем Египте (3-е тысячелетие до н. Э.) были распространены куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. В Древней Греции и Риме бытовали куклы, марионетки из терракоты, предметы для игр с куклами (посуда, мебель из кости и бронзы), погремушки, волчки. Существовали игрушки с заводными механизмами. В Западной Европе ремесленное производство игрушки появилось в эпоху средневековья.

Характерной стала так называемая рыцарская игрушка - фигурки воинов, доспехи, оружие. В эпоху Возрождения игрушка стала принадлежать к числу художественных ремёсел. Интересны игрушки индивидуальной работы из дорогих материалов для детей привилегированных сословий. Некоторые игрушки предназначались для развлечения взрослых (французские и немецкие заводные музыкальные игрушки). С развитием капитализма наиболее крупные центры ремесленного производства игрушек сложились в Германии (в Рудных горах, Нюрнберге, Тюрингии) и во Франции (в Лиможе). Изготовление народной кустарной игрушки широко распространилось в странах Востока. С XIX в. Развивается промышленное производство игрушек (ныне в этой отрасли используются новейшие технические достижения), за рубежом наиболее развитое в США, Японии, ГДР, ФРГ, Великобритании, Италии.

Во многих странах имеются музеи игрушки.        На территории СССР древнейшие игрушки обнаружены среди предметов фатьяновской культуры (2-е тысячелетие до н. Э.) - глиняная посуда, топорик, погремушки. Игрушки более поздних периодов найдены при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI-VIII вв.) и древнерусских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Твери, Рязани (X-XVIIII вв.). Глиняные фигурки людей, свистульки-кони, птицы, бараны, мячи, погремушки и др. В XIX в. В России развернулось массовое производство кустарно-ремесленной игрушки. Крупные промыслы народной игрушки развивались в Московской (см. Богородская резьба, Гжельская керамика), Нижегородской (см. Городецкая роспись), Вятской (см. Дымковская игрушка), Архангельской, Тульской и других губерниях.

В СССР традиционную игрушку делают на предприятиях народных художественных промыслов. Особенно популярны дымковская расписная игрушка из глины и богородская резная игрушка из дерева, а также игрушка Опошни (УССР), Бухары (Узбекская ССР). Народная игрушка отличается многообразием локальных стилей, несёт яркие черты национальной культуры, благодаря чему она нередко используется в качестве сувенира, декоративного элемента в интерьере. Производство промышленной игрушки организовано в России с 1870-х гг. В СССР свыше 900 предприятий выпускают игрушки из разных материалов (металла, резины, пластмасс, синтетических материалов). Промышленная игрушка отражает тенденцию профессионального искусства и художественно-технического творчества.

Образцы игрушек в СССР разрабатываются преимущественно Всесоюзным научно- исследовательским институтом игрушки (основан в 1932) в г. Загорск. Специалистов по производству игрушки готовит Загорское художественно-промышленное училище и др. В Загорске имеется Музей игрушки (основан в 1918).Литература. Игрушка, ее история и значение, М., 1912. Дайн Г. Л., Русская народная игрушка, М., 1981. Grober К., Kinderspielzeug aus alter Zeit, В., 1928. Tschekalow А. К., Russisches Volkspielzeug, Dresden, 1972. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Игла гравировальная

        тонкий металлический штифт с конусообразным или срезанным концом. Применяется в гравюре на металле и литографии. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Игнатьев Александр Илларионович

        (р. 1906), советский живописец. Народный художник Киргизской ССР (1966). Учился в Воронежском художественно-педагогическом техникуме (1926- 30). С 1930 - в Киргизии. Пейзажи и жанровые пейзажи-картины Игнатьева, посвящены природе и народу Киргизии, отличаются мягкой задушевностью, искренностью, теплотой чувств. "На водопое" (1947), "Весна в горах Тянь-Шаня" (1955), "Табунщики" (1960) - все в Музее изобразительных искусств Киргизской ССР, Фрунзе. Автор серии картин о строительстве. Токтог..

Иератизм

        (от греч. Hieratikos - культовый, священный), обусловленные религиозно- каноническими требованиями торжественная застылость и отвлечённость композиции и трактовки человеческих фигур и лиц (иератическая трактовка подразумевает, например, изображение людей в строго фронтальных позах, с неподвижным взглядом и т. П.). Характерен главным образом для искусства древнего мира и средневековья. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская э..

Иерихон

        древний город в Палестине, на территории современной Иордании (ныне городище Тель-эс-Султан). Восходит к докерамическому неолиту (7-6-е тысячелетие до н. Э.). Поселение городского типа с сырцовыми домами, небольшим полуподземным святилищем и каменными оборонительными стенами с башнями. Найдены культовые человеческие черепа с восстановленными из глины чертами лица. Остатки поселения городского типа 3-го тысячелетия до н. Э. - фундаменты круглых сырцовых и прямоугольных на каменном основан..

Дополнительный поиск Игрушка Игрушка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Игрушка" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Игрушка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа