Иконопись

176

        писание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи, Фреска) и миниатюры, произведения иконописи - иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.) первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), затем главным образом темперы и в редких случаях мозаики, а позднее (в основном с XVIII в.) масляной живописи. Техника изготовления сближает произведения иконописи со станковой живописью (см. Станковое искусство), однако иконы, обычно входившие в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включавшиеся в ансамбль иконостаса, нельзя рассматривать как вполне станковые произведения.

Термин "Иконопись" употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовый живописи.        Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии, в том числе с Синайского полуострова, и относятся к VI в. На основе позднеэллинистической традиции погребальных портретов (см. Файюмские портреты) создавались вначале якобы портретные изображения святых, мучеников, а затем и др. Персонажей христианских легенд. Несколько позднее в иконописи появились сюжетные композиции, имевшие вначале главным образом символический, а впоследствии (с X-XI вв.) также и повествовательный характер. Особенно широкое развитие иконопись получила в Византии.

Самобытные школы иконописи возникли в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Исключительная художественная яркость и своеобразие приобрела древнерусская иконопись.        В средние века роль иконописи никогда не сводилась к её ритуальному функционированию. В условных и отвлечённых формах, определённых особенностями средневекового теологического мировоззрения, она отражала эстетический опыт народа, была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика иконописи требовала воплощения "божественного", сверхчувственного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но лишённых материальной конкретности, идеально возвышенных образах, призванных, по мысли теологов, передавать некую внутреннюю духовную сущность реального мира.

В художественной практике иконописи выработалась система условных приёмов воспроизведения действительности. Отсутствовала передача реальных объёмов и трёхмерного пространства, плоскостное изображение помещалось на отвлечённом, нередко "золотом" фоне, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся задаче выявления символического или повествовательного смысла композиции. Главную роль в формировании образного строя произведений иконописи играют композиционно-ритмическое начало, вырази- тельность линии и цвета, чаще всего локального. В придворно-аристократическом средневековом искусстве, где были сильны традиции античности, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы.

Для иконописи местных школ часто более характерными оказывались фольклорные (а иногда и дохристианские) представления, сказочно-поэтическая образность, простосердечная повествовательность.        Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображений, мастера иконописи тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Иконопись привнесла в искусство ряд новых психологических мотивов. Нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Необходимость следовать строгому иконографическому канону (см. Иконография), задававшему общие композиционные схемы и основные детали изображения, побуждала средневековых иконописцев особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образов.        Целостность эстетических принципов иконописи была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения.

С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для искусства нового времени, иконопись сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.Литература. В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48. Его же, Русская икона, в его кн. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования, М., 1970. Его же, Русская иконопись от истоков до начала XVI в., кн. 1-6, М., 1983. М. В. Алпатов, Древнерусская живопись, 3 изд., М., 1984. Onasch К., Die Ikonenmalerei, Lpz., 1968. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Икона

        (от греч. Eikon - изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле - изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер. В узком значении - произведения специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовый назначение. Культ иконы зародился во II в. И расцвёл в IV в. Древнейшие сохранившиеся иконы относятся к VI в. Иконы, в отличие от отвергавшихся христиан..

Иконография

        (от греч. Eikon - изображение, образ и grбpho - пишу, черчу, рисую) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические каноны, порождённые связью древнего искусства с религиозным культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определённых теологической концепцией (например, иконография Богоматери, Христа, "праздников" в христианском искусстве, Будды..

Иконостас

        (от икона и греч. Stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришёл на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с конца XIV-XV вв. (Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1399 или 1405. Иконы приписывают Феофану Греку, Рублёву Андрею, Прохору с Городца), чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над..

Икрамов Искандер Икрамович

        (1904-1972), советский график. Народный художник Узбекской ССР (1944). Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум (1929). В оформлении книг использовал мотивы национального узбекского орнамента ("Избранное" А. Кадыри, издание 1958. "Афоризмы", изд. 1968. "Сочинения" А. Навои, изд. 1968-70).. ..

Дополнительный поиск Иконопись Иконопись

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иконопись" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иконопись, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа