Иконостас

200

        (от икона и греч. Stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришёл на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с конца XIV-XV вв. (Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1399 или 1405. Иконы приписывают Феофану Греку, Рублёву Андрею, Прохору с Городца), чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерархической последовательности. Внизу ряд так называемых местных икон, выше - "деисусный" чин (включал иконы с изображениями Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, "отцов церкви" и др.), ещё выше - "праздничный" (с изображениями гл.

Эпизодов из жизни Христа и Богоматери) и "пророческий" чины. В XVI-XVII вв. В иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.), тябла и стойки украшают резьбой, басмой, чеканкой. С появлением в XVII в. Резных колонок, профилированных и раскрепованных цоколей и карнизов, сплошного золочения иконостасы становятся средоточием монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII - начале XIX вв. Традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства католических алтарей. Для этой эпохи характерны идущие от искусства барокко сложные пространственные решения. Некоторые иконостасы сооружались в виде пышно декорированных триумф, арок с эмблемами и деревянными статуями..

Значения в других словарях
Иконография

        (от греч. Eikon - изображение, образ и grбpho - пишу, черчу, рисую) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические каноны, порождённые связью древнего искусства с религиозным культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определённых теологической концепцией (например, иконография Богоматери, Христа, "праздников" в христианском искусстве, Будды..

Иконопись

        писание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи, Фреска) и миниатюры, произведения иконописи - иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся (на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.) первоначально в технике энкаустики (см. Восковая живопись), затем главным образом темперы и в редких случаях мозаики, а позднее (в основном..

Икрамов Искандер Икрамович

        (1904-1972), советский график. Народный художник Узбекской ССР (1944). Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум (1929). В оформлении книг использовал мотивы национального узбекского орнамента ("Избранное" А. Кадыри, издание 1958. "Афоризмы", изд. 1968. "Сочинения" А. Навои, изд. 1968-70).. ..

Иктин

        (Iktinos), древнегреческий архитектор второй половины V в. До н. Э. Строитель Парфенона (447-438 до н. Э., совместно с Калликратом), одеона Перикла в Афинах, храма Аполлона в Бассах (около 430 до н. Э.). Работам Иктина свойственны творческое использование ордерной системы (см. Ордера архитектурные), гибкая пластичность, органичное соединение дорической (см. Дорический ордер) и ионической (см. Ионический ордер) форм. В них впервые встречается также коринфская капитель (см. Коринфский орде..

Дополнительный поиск Иконостас Иконостас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иконостас" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иконостас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа