Лаки

156

        изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности лаков - блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков - мягкая светотеневая игра и сочность форм.        Лаки известны со 2-го тысячелетия до н. Э. В Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева. Китайские лаки (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия.

В китайских лаках распространены рельефная многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона ("коромандельские лаки"), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских лаков характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки лаки Кореи, Японии, стран Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в XV-XVII вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является смола деревьев семейства кипарисовых - сандарак.

В Индии распространены также нирмальские лаки - изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы). Восточные лаки известны в Европе с XV в., где собственное производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в XVII-XVIII вв. В европейских лаках техника производства была упрощена, введены горячая сушка, применение масляных красок и масляных лаков. В XVIII в. Техническим и художественным мастерством выделялись французские лаки фирмы "Мартен" и немецкие лаки фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами).

С XVIII в. Производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с начала XIX в. Стали возникать народные промыслы (смотри федоскинская миниатюра, жостовская роспись). В советское время наряду со старыми промыслами в 20-30-х гг. Возникло тончайшее искусство темперной живописи на лаковых изделиях (палехская миниатюра, мстёрская миниатюра, холуйская миниатюра)..

Значения в других словарях
Лайкмаа Антс

        (до 1935 - Лайпман Ханс) (1866-1942), эстонский художник и общественный деятель. Один из основоположников национальной художест- венной школы. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1891-97). Автор главным образом пастельных портретов, пейзажей (автопортрет, 1902, "Зимний пейзаж", 1938, - оба в Художественном музее Эстонской ССР, Таллинн).. ..

Лайта Бела

        (Lajta) (1873-1920), венгерский архитектор. Окончил Технический университет в Будапеште (1895), учился также в Италии, Германии и других западноевропейских странах. В поисках рациональных и простых, конструктивно ясных решений эволюционировал от стиля "модерн" к функционализму (дом Рожавёльдьи в Будапеште, 1911-12). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Лактионов Александр Иванович

        (1910-1972), советский живописец и график. Народный художник РСФСР (1969), действительный член АХ СССР (1958). Преимущественно мастер бытового жанра и портретист. Учился в ленинградской АХ (1932-38) у И. И. Бродского. Преподавал в ЛИНЖАСе (1936-44) и в Московском заочном педагогическом институте (1967-70). Лактионову свойственны точность рисунка, способность иллюзорно-точно передавать предметный облик реального мира, что, однако, в ряде работ помешало художнику углубиться в сущность изоб..

Лалик Рене

        (Lalique) (1860-1945), французский ювелир и художник по стеклу. Учился в Школе декоративных искусств в Париже. Выполнял украшения в стиле "модерн" из благородных металлов, жемчуга, драгоценных камней, эмали, черепахового панциря, рога, слоновой кости, используя растительные мотивы, изображения цветов, птиц, животных и тому подобное. С середины 1910-х гг. Работал как мастер художественного стекла. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство ..

Дополнительный поиск Лаки Лаки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лаки" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лаки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 4 символа