Латвийская Советская Социалистическая республика

164

        Латвия. Расположена на северо-западе Европейской части СССР. Древнейшие памятники искусства на территории Латвии относятся к 9-му - середине 4-го тысячелетия до н. Э. (примитивные изображения животных из кости на рукоятках кинжалов). С 4-3-го тысячелетия до н. Э. Появляются глиняные изображения человеческого лица, фигурки людей и животных из дерева, кости, рога и янтаря.        Архитектура. В 1-м тысячелетии до н. Э. На территории Латвии возникли укрепленные поселения родовых общин (пилскалны), в 1-м тысячелетии н. Э. - неукрепленные поселения, а также нежилые в мирное время крепости- убежища, окружённые валами с плетнём и частоколом наверху. В них найдены овальные и прямоугольные в плане постройки с каркасом из деревянных столбов, врытых в землю.

В V-IX вв. Некоторые пилскалны преобразовались в усадьбы-замки местной знати, опоясанные деревянными рублеными стенами. В X-XII вв. Вокруг усадеб-замков развивались ремесленные земледельческие поселения городского типа, застроенные курными избами. До конца XII в. Строили обычно из дерева. В конце XII-XV вв. Преобладало строительство каменных оборонительных и культовых зданий, древнейшие из которых возводились из местного известняка в духе западноевропейской архитектуры романского стиля. В XIII-XIV вв. Сложились основные типы феодальных замков. Жилая башня (Турайдский замок в Сигулде, начало XIII в. Замок в Лиелстраупе, середина XIV в.), конвентский дом, основу плана которого составлял четырехугольный двор, ограждённый массивными жилыми корпусами, выполнявшими и оборонительные функции (замки в Вентспилсе, окончен в 1290, и в Риге), замок так называемого нерегулярного типа, укрепления которого следовали очертаниям замкового холма (замок в Кокнесе, заложен в начале XIII в.).

Часто феодальные замки становились центрами обороны городов (Валмиера, Цесис). В культовом зодчестве XII-XIII вв. Преобладали зальные храмы (церковь в Икшкиле, 1185 - XIII в.). С XIV в. Многие из них перестраивались в трехнефные базилики с башней на западном фасаде (церкви Петера и Екаба в Риге, Яня в Цесисе, 1283-87). В переходных формах от романского стиля к готике сооружена Домская церковь в Риге - из кирпича и естественного камня, с фигурным и орнаментальным декором. В XIV-XV вв. В Риге были построены ратуша, здания гильдий, многочисленные бюргерские жилые дома, обращённые торцом к улице и тесно примыкающие друг к другу, с высокими кровлями и ступенчатыми фронтонами. К зрелой готике относится хор церкви Петера в Риге с венцом шестигранных капелл, близкий по типу соборам Шверина и Ростока в Германии.

Во второй половине XVI - первой половине XVII вв. Городская архитектура Латвии развивалась под воздействием преимущественно нидерландской архитектуры. Со второй половины XVII в. Получили распространение проникающие из Польши и стран Северной Европы формы барокко (фасад церкви Петера в Риге, архитектор Р. Бинденшу и др.). Для жилых построек характерно использование барочного декора и ордерных форм при сохранении традиционной структуры здания, объединяющей жилые и складские помещения (так называемый дом Данненштерна в Риге, 1694-98). В период расцвета барокко (1700-70-е гг.) и классицизма (четвертая четверть XVIII - первая половина XIX вв.) в Литве строились крупные дворцово-парковые ансамбли (дворцы в Рундале, 1736-40 и 1763-67, в Елгаве - оба архитектор В.

В. Растрелли) и другие светские здания (так называемая Академия Петрина в Елгаве, архитектор С. Енсен). В лепном декоре интерьеров светских и культовых зданий XVIII в. Использовались отдельные мотивы рококо (дворец в Рундале. Алтарь и "герцогская ложа" в церкви Трисвиенибас в Лиепае). В юго-восточной Латвии получили распространение барочные католические храмы с двумя высокими башнями и богатой пластикой фасада (церковь в Пасиене, с 1761) и церкви, восходящие к итальянским барочным образцам (церковь Лудвига в Краславе, 1767). В 1780-90-х гг. В Риге строились дома в стиле так называемого бюргерского классицизма (главным образом архитектор К. Хаберланд). В начале XIX в. Зодчество Латвии развивалось под влиянием русского классицизма, формы которого активно внедрялись в городское жилое и общественное строительство (Рига и Даугавпилс), а также в усадебную архитектуру (комплексы в Казданге, Дурбе, Межотне, архитектор И.

Г. Берлиц). Во второй половине XIX в. Формируется национальная архитектурная школа нового времени. На рубеже XIX-XX вв. Помимо архитектуры эклектизма (постройки Я. Ф. Бауманиса) развивается национально- романтическое направление, сочетающее традиции народного латышского зодчества с элементами стиля "модерн" (жилые дома на улице Ленина в Риге, 1906-09, архитекторы Э. Лаубе и А. Ванаг). В 20-30-х гг. Наряду с неоклассицизмом (актовый зал Латвийского университета в Риге, 1929-38, архитектор Э. Шталберг) и первыми постройками рационализма сохраняется стилизаторство в духе национально-романтического направления (церковь в Аллажи, 1927). С восстановлением Советской власти в Латвии (1940) и особенно после изгнания немецко-фашистских оккупантов (1945) были заново отстроены разрушенные в годы войны города и разработаны генеральные планы их перспективного развития.

С середины 50-х гг. Строительство в Латвии ведётся главным образом по типовым проектам из кирпича или сборного железобетона. Здания новых жилых кварталов группируются с учётом максимальной связи с природным окружением и с центрами транспортного и бытового обслуживания (жилые районы в Риге. Агенскалнские сосны, 1958-62, архитектор Н. Рендель. Пурвциемс, с 1964, архитекторы С. Алксне, Э. Дранде, М. Медынскис, Г. Мелбергс, и др.). Новые жилые районы Риги (Югла, 1962-70, архитектор Д. Даннеберга и др. Кенгарагс, 1961-71, архитектор И. Страутманис. Иманта, с 1970, архитекторы В. Апситис, Л. Наглиньш и др. Межциемс, с 1977, архитекторы З. Гайле, М. Гелзис и др.) отличаются свободой пространственной композиции, органичным сочетанием застройки с природным окружением.

Для общественных зданий и комплексов характерны строгая ясность планировки (санаторий в Яункемери, 1967, архитектор А. Рейнфельд и др.), сдержанная по цвету отделка интерьеров, построенная на сопоставлении фактур естественных материалов (летний концертный зал в Дзинтари, 1959-60, архитекторы Гелзис, А. Вецсилис), применение на фасадах зданий облицовки из металла и пластиков (жилой дом на улице Ленина в Риге, 1970, архитекторы М. Станя, И. Якобсон). В 70-х - начале 80-х гг. Построен ряд уникальных зданий. Художественный театр им. Я. Райниса (1976, архитекторы Станя, X. Кандерс, Якобсон), комплекс аэропорта "Рига" (1974, архитекторы Л. Иванов, В. Ермолаев), административное здание ЦК КП Латвии (архитекторы Г. Асарис, Я. Вилциньш, А.

Удрис), Дом политического просвещения (1982, архитекторы Ю. Гертман, В. Кадырков) - все в Риге, Дом культуры "Юрас варты" в Вентспилсе (1977, архитекторы В. Вавулс, О. Домбровскис), административный центр совхоза "Мадлиена" (1983, архитекторы М. Мединскис и З. Ладзинь) и др. По проектам архитекторов Латвии сооружаются общественные и жилые постройки в Москве (станция метрополитена "Рижская", 1958, архитектор Апситис и др.), Целинограде (Дворец целинников, 1960-63, архитектор О. Крауклис и др.) и других городах СССР.        В 1945 основан СА Латвийской ССР.        В XIII - середине XIX вв. Изобразительное искусство Латвии развивалось в тесном взаимодействии национальной художественной культуры с искусством других стран (главным образом Западной Европы).

С XIII в. Получила распространение и достигла высокого художественного уровня декоративная каменная скульптура романского и готического стилей (капители колонн, рельефы, надгробия). Во второй половине XVI - начале XVII вв. В декоративный рельеф проникли черты европейского маньеризма. В период барокко (вторая половина XVII-XVIII вв.) интенсивно развивались деревянная скульптура, испытавшая сильное воздействие национального народного искусства (резной алтарь церкви Аннас в Лиепае, 1697, скульптор Николас Сёфренс Младший), монументально-декоративная и портретная живопись. В начале XIX в. В изобразительном искусстве Латвии утвердился классицизм. Латышская национальная школа изобрази- тельного искусства во второй половине XIX в.

Формировалась во многом под влиянием русской демократической культуры и под воздействием национально-освободительных идей. Латышские художники обучались главным образом в петербургской АХ и в ЦУТР. На рубеже 1850-60-х гг. Появились первые профессора живописцы-латыши. Жанрист К. Гун и пейзажист Ю. Феддер. В конце 1880-х гг. Латышские студенты художественных учебных заведений Петербурга создали кружок "Рукис" ("Труженик") во главе с А. Э. Алкснисом. Национально- демократические принципы кружка проявились в творчестве жанриста и пейзажиста Я. Валтера, пейзажиста В. Пурвита, жанриста и портретиста Я. Розентала, в офортах Р. Зариня и рисунках Т. Удера, реалистическое искусство которых перекликалось с искусством передвижников. В годы Революции 1905-07 получила распространение политическая карикатура (иллюстрации в журнале "Свари" ("Весы")).

Латышская скульптура начала XX в. (скульпторы Т. Залькалн, Г. Шкилтер) испытала влияние русской скульптурной школы и отчасти О. Родена. С 1910-х гг. В латышской живописи проявились тенденции постимпрессионизма (Я. Гросвалд, Е. Казак), часто переплетавшиеся с символизмом (В. Матвей). Реалистические традиции латышского изобразительного искусства продолжили живописец Я. Тилберг, график Э. Бренцен. Возрождение латышского национального декоративного искусства связано с именем Ю. Мадерниека.        Латышские художники, работавшие в Москве и Петрограде, после Октябрьской революции 1917 активно включились в строительство советской культуры (скульпторы К. Зале и Залькалн, участвовавшие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды.

Плакатист А. Апсит, художник-оформитель Г. Клуцис, живописцы В. Андерсон, К. Вейдеманис, А. Древинь). Для живописи 20-30-х гг. Характерны внимание к проблемам колорита, стремление к созданию романтического образа мира (пейзажи Пурвита, К. Убана, натюрморты Л. Свемпа, сцены сельской жизни К. Миесниека, Г. Элиаса, жанровые полотна Я. Лиепиня, портреты Тилберга). В театрально-декорационном искусстве работали Я. Куга, Л. Либерт и О. Скулме. В публицистической графике 20-30-х гг. Ставились острые и злободневные социальные и общественные проблемы (революционные плакаты Лиепиня, работы в нелегальной и полулегальной прессе Э. Калиса, Я. Айжена, С. Хаскина и др.). Большой самобытностью отличалась скульптура (Залькалн, Зале, К. Земдега, Э. Мелдерис), для которой были характерны величавая мощь пластических форм, использование выразительных возможностей камня.

Получила развитие надгробная пластика (К. Янсон и др.), к значительным произведениям которой относятся ансамбль Братского кладбища (туф, 1924-36, скульптор Зале, архитектор А. Бирзениек и др.) и памятник Я. Райнису на кладбище Райниса (гранит, 1934, скульптор Земдега, архитектор А. Аренд) в Риге.        С восстановлением Советской власти в Латвии и особенно в послевоенные годы художники Латвии, опираясь на демократические и реалистические традиции латышского искусства, осваивая метод социалистического реализма, отражали современность главным образом в тематической картине, портрете и пейзаже (художники Э. Калнынь, К. Мелбарздис, Свемп, Скулме, Тилберг и другие. Графики П. Упитис, А. Юнкер, А. Апинис, В. Валдманис, Г.

Вилкс. Скульпторы Залькалн, Мелдерис, А. Бриеде и др.). Для живописи 60-х - начала 80-х гг. Характерны большое разнообразие и оригинальность композиционных решений, лапидарность крупных форм, напряжённость и цветовая насыщенность колорита (полотна на историко-революционные и современные темы Б. Берзиня, Р. Валнере, И. Зариня, Д. Скулме, Э. Илтнера и др. Пейзажи В. Калнрозе, Л. Мурниека, Р. Пинниса, А. Скриде и др. Портреты У. Земзариса и Л. Кокле. Натюрморты Н. Брейкша и Л. Эндзелиной. Акварели Р. Бема, Н. Петрашкевича, К. Суниня, К. Фридрихсона и др.). Ведущие мастера графики обращаются к темам латышского фольклора, национальной литературы, труда и быта латышского народа (Г. Кроллис, Д. Рожкалн, И. Хелмут, Л. Зикмане).        Значительных успехов добились латышские скульпторы в создании монументальных скульптурных ансамблей, используя традиционные для латвийской пластики выразительные возможности камня (мемориальный ансамбль Памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе, скульпторы Л.

Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис, архитекторы Г. Асарис, О. Н. Закаменный, О. Остенберг, И. Страутманис. Памятник латышским красным стрелкам в Риге, гранит, 1971, скульптор В. Алберг, архитекторы Д. Дриба, Г. Лусис-Гринбергс), а также в области скульптурного портрета (Л. Давыдова-Медене, М. Ланге).         В народном декоративно-прикладном искусстве Латвии распространены резьба, обточка и выжигание по дереву, керамика, ткачество и вязание, обработка металла, мелкая деревянная пластика. Органичное сочетание старых народных традиций и современных вкусов и потребностей, энергичность и пластичность форм, сдержанность декора характерны для профессионалов декоративного искусства Советской Латвии (керамические изделия И. Кролле, Г.

Г. Круглова, Л. Лукшо, П. Мартинсона, М. Мелналксне, С. Озолини, С. Шмидкены и др. Шпалеры и ковры работы А. Баумане, Э. Вигнере, Р. Хеймрата, В. Видуки, Э. Ошеле и др. Тиснение по коже, резьба по дереву, обработка янтаря, ковка и чеканка по металлу).        В 1951 основан СХ Латвийской ССР (с 1940 - Оргбюро СХ)..

Значения в других словарях
Ларсон Карл

        (Larsson) (1853-1919), шведский живописец, график, писатель. Учился в АХ в Стокгольме (1869-72). Автор декоративных панно и росписей на исторические темы (фрески в Национальном музее в Стокгольме, 1894-1908), пейзажей, выразительных по рисунку портретов ("Оскар Левертин", 1906, Галерея Тиль, Стокгольм), иллюстраций и карикатур, альбомов со сценами домашнего быта, выполненных в технике масла, акварели, офорта ("Моя семья", 1895. "Ларсоны", 1902).. ..

Ластман Питер

        (нидерл. Pieter Lastman), (ок. 1583, Амстердам — 4 апреля 1633, там же) — нидерландский живописец.        Как указано в книге Карела ван Мандера, Питер Ластман учился у художника Геррита Питерса. По окончанию обучения он отправился в Италию и некоторое время проживал в Риме и Венеции. Там он познакомился с творчеством Караваджо. В Риме он входил в круг художников, объединившихся вокруг Адама Эльсхаймера. В 1607 г. Он вернулся в Амстердам. Его первые работы датированы 1606 г. Ластман писа..

Латемская школа

        колония бельгийских художников, работавших в деревне Синт-Мартенс-Латем (Sint-Maertens-Laethem) близ Гента. Для творчества мастеров так называемой первой латемской группы (сложилась в 1898-99. Скульптор Ж. Минне, живописец В. Де Саделер и др.) наряду с яркими чертами символизма и стиля "модерн" характерны любовь к сельской тематике и старой нидерландской живописной традиции, культ патриархальной старины, пессимизм и мистическая символика. В первой четверти XX в. Вторая латемская группа п..

Латур Жорж де

        Ла Тур (La Tour) (1593-1652), французский живописец. Испытал воздействие Караваджо и нидерландских караваджистов. С 1639 "живописец короля". Композиции Латура на религиозные темы отмечены лирической созерцательностью, пластической обобщённостью форм, сдержанным колоритом, выдержанным в тёплых, красновато-коричневых тонах, сиянием мягкого рассеянного света, придающего бытовым мотивам духовность и тонкую эмоциональность ("Новорождённый", Музей изящных искусств, Рен. "Св. Иосиф-плотник", Лу..

Дополнительный поиск Латвийская Советская Социалистическая республика Латвийская Советская Социалистическая республика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Латвийская Советская Социалистическая республика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Латвийская Советская Социалистическая республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 48 символа