Левицкий

138

Дмитрий Григорьевич (1735, село Маячка под Полтавой – 1822, Санкт-Петербург), русский живописец, портретист, иконописец. Учился у своего отца – священника и гравёра Г. К. Левицкого (Носа). Приехав в начале 1750-х гг. В Киев, Левицкий продолжил своё художественное образование, работая подмастерьем у А. П. Антропова, вместе с которым расписал Андреевскую церковь, возведённую по проекту Б. Ф. Растрелли. Обучение у Антропова продолжилось и после окончания работ, когда Левицкий переехал в Санкт-Петербург и поселился в доме своего наставника. Вероятно, тогда же Левицкий брал уроки живописного мастерства у профессора Петербургской академии художеств Л. Ж. Ф. Лагрене, а также у Дж. Валериани и Г. И. Козлова. В 1762 г.

Он участвовал в оформлении коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Екатерины II в качестве подмастерья Антропова, создал иконы для московских церквей Екатерины Великомученицы на Большой Ордынке и Кира и Иоанна на Солянке. В 1770 г. Был удостоен звания академика АХ за «Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова» (1769), представляющий строителя здания Академии.Д. Г. Левицкий. «Автопортрет». 1783 г. Областная картинная галерея. Челябинск   Левицкий единственный среди русских художников 18 в. Работал над портретными циклами. В нач. 1770-х гг. Создал по заказу президента АХ И. И. Бецкого серию парадных портретов опекунов Московского воспитательного дома. В «Портрете П. А. Демидова» (1773) и др. Произведениях серии воплотились просветительские представления о высоком предназначении человека, о многообразии его обязанностей перед обществом, о сложности и богатстве его натуры, о силе его разума.

В 1773—76 гг. По заказу Екатерины II он исполнил серию из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки демонстрируют полученные навыки и знания. Е. Н. Хованская и Е. Н. Хрущёва, Е. И. Нелидова (1773) представлены на театральной сцене, во время исполнения изящной пасторали, Е. И. Молчанова – с астрономическими приборами, Г. И. Алымова – за игрой на арфе. Помимо больших заказных парадных портретов Левицкий создавал камерные произведения. Узы дружбы связывали художника с самыми яркими представителями эпохи. Поэтом Г. Р. Державиным, просветителем Н. И. Новиковым, общественным и художественным деятелем Н. А. Львовым и др. Многие из них стали героями его портретов. Н. А. Львова и его супругу, урождённую Дьякову, Левицкий писал не раз.

В портретах 1770-х гг. Ощущается теплота, живая заинтересованность и внимание художника по отношению к портретируемым («Портрет М. А. Дьяковой», 1778). В произведениях 1780-х гг. Во взгляде художника на модель появляется некоторая отстранённость, рациональность. Позиция мастера становится более объективной, трезвой. Тончайшие лессировки придают живописной поверхности холста эмалевую гладкость. В эти годы Левицкий находился в зените своей славы. Императрица нередко отдавала ему предпочтение перед иностранными художниками, а её примеру следовала и вся русская знать. В это время был создан ряд блестящих полупарадных портретов (Я. Е. Сиверса, 1779. Графини Урсулы Мнишек, итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци. Оба – 1782) Одним из центральных произведений стал большой аллегорический «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» (1783), в котором воплотились высокие представления эпохи Просвещения о гражданственности и патриотизме, об идеальном правителе – просвещённом монархе, неустанно пекущемся о благе своих подданных.

Поэтическое описание произведения Левицкого содержится в оде Г. Р. Державина «Видение мурзы».  Д. Г. Левицкий. «Портрет Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущёвой». 1773 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург  Д. Г. Левицкий. «Портрет Г. И. Алымовой». 1776 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург  Д. Г. Левицкий. «Портрет графини Урсулы Мнишек». 1782 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В 1771—88 гг. Левицкий возглавлял портретный класс АХ, а также организовал свою частную художественную школу. Среди его учеников были С. С. Щукин, сменивший Левицкого на посту руководителя портретного класса, П. С. Дрождин, Е. В. Камежёнков и др. Левицкий обладал огромным творческим диапазоном. Он работал во всех видах портретного жанра. Парадном, камерном, костюмированном, аллегорическом, парном, двойном, детском и с наибольшей полнотой отразил в своём искусстве идеалы Просвещения.(Источник.

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Левитан

Исаак Ильич (1860, Кибартай, Литва – 1900, Москва), русский живописец и график. Выдающийся пейзажист. Родился в семье железнодорожного служащего. В 1870 г. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у В. Г. Перова, А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. В 1891 г. Вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1898–1900 гг. Руководил пейзажной мастерской МУЖВЗ, где его учениками были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, М. Ф. Ларионов и др. Известные живопи..

Левитан Исаак Ильич

        (1860-1900), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1873-1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Преподавал там же (с 1898). Участник выставок передвижников (с 1884. С 1891 член ТПХВ), мюнхенского Сецессиона (с 1897), журнала "Мир искусства" (с 1898). Творчески восприняв традиции русской пейзажной живописи предшествующего периода, продолжая вслед за Саврасовым линию глубоко лирического изображения природы, Левитан уже к концу 70-х гг. Перешёл от детализации и жанрово-повествоват..

Левицкий Дмитрий Григорьевич

        (1735-1822), русский живописец. Портретист. Учился у своего отца - украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752-55). Около 1758 переехал в Петербург. В 1771-87 руководил портретным классом петербургской АХ. Левицкий - крупнейший мастер русского парадного портрета XVIII в. В его произведениях 70-х гг. ("А. Ф. Кокоринов", 1769-70, ГРМ. "Н. А. Сеземов", 1770, "П. А. Демидов", 1773, - ..

Левкас

        (от греч. Leukуs - белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. Название "левкас" сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Левкасом называется также грунт под окраску или позолоту на деревянных изделиях. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Левицкий Левицкий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Левицкий" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левицкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа