"Малые голландцы"

372

условное название, под которым подразумевают большинство голландских художников 17 в., писавших небольшие, тщательно отделанные картины (П. Де Хох, Я. Ван Гойен, Я. И С. Ван Рёйсдал, Э. Де Витте, П. Клас, В. Хеда, В. Калф, Г. Терборх, Г. Метсю, А. Ван Остаде, Я. Стен, А. Кёйп и др.). Каждый из них, как правило, специализировался в каком-либо одном жанре. Их дар видеть красоту и поэзию в обыденном, умение в изображении незатейливой бытовой сценки, набора предметов, уголка природы показать величие Бытия до сих пор восхищают зрителей. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, полагавших, что живопись должна не только доставлять удовольствие, но и учить, напоминать о вечных духовных ценностях.Я.

Ван Гойен. «Речной пейзаж». 1631 г.  В. Калф. «Натюрморт». 1643 г. Рейксмузеум. Амстердам   Согласно нормам протестантизма, победившего в Северных Нидерландах в ходе Реформации, храмы в этих землях не украшались живописью и скульптурой. Зато в общественных зданиях, домах горожан и даже крестьян живописных полотен было очень много. Сюжеты их были в основном светскими, но вместе с тем картины были наполнены скрытыми религиозными и философскими символами. Именно в Голландии обрели самостоятельность и развились многие новые жанры живописи – бытовая картина, натюрморт, пейзаж и др.П. Де Хох. «Хозяйка и служанка». Ок. 1660 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург   В бытовом жанре работали Г. Терборх («Бокал лимонада», ок. 1665 г.), Г.

Метсю («Больная и врач», 1660-е гг.), Ф. Ван Мирис Старший («Утро молодой дамы», ок. 1660 г.), а также Э. Де Витте, картины которого проникнуты скрытым трагизмом («Рынок в порту», кон. 1660-х гг.). Прославленный мастер бытовой картины П. Де Хох, работавший в Делфте, писал занятых повседневными заботами женщин, детей, служанок в чисто убранных комнатах и уютных маленьких двориках, где жизнь течёт неторопливо и спокойно («Хозяйка и служанка», ок. 1660 г.). Сцены из крестьянского быта, застолья в кабачках часто приобретали характер театрального фарса, в котором высмеивались пороки общества (Я. Стен, А. Ван Остаде).Г. Метсю. «Девушка за работой». Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва   Одним из любимейших жанров в Голландии был натюрморт (В.

Калф, П. Клас, В. Хеда, А. Ван Бейерен и др.), представленный множеством разновидностей. «завтраки», «десерты», «роскошные натюрморты», «суета сует» и др. (см. Ст. Натюрморт). В пейзажах голландские художники воспевали неброскую красоту своей родины – однообразные равнины с ветряными мельницами, пастбища и прибрежные бухты, тусклый свет пасмурного дня, неспешное движение облаков по небу. Они умели извлекать из немногих приглушённых цветов тончайшие неуловимые оттенки, придавать запечатлённым уголкам природы подлинное величие (М. Хоббема, Я. Ван Гойен, С. Ван Рёйсдал). Я. Ван Рёйсдала, напротив, привлекала борьба стихий в природе, созвучие пейзажа драматическим переживаниям человека. Смысловым центром его картин часто является одинокое дерево, противостоящее натиску бури, – символ мужества и стойкости перед лицом невзгод и одиночества («Пейзаж с деревом», 1660-е гг.).

Люди в пейзажах «малых голландцев» трудятся или отдыхают. Один из любимых сюжетов – катание на коньках (Х. Аверкамп). В Голландии впервые появилась марина – морской пейзаж. Крупнейшим представителем анималистического жанра был А. Кёйп. Ф. Вауверман специализировался на батальных сценах.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Люстра

        подвесной осветительный прибор на несколько источников света (свечей, ламп накаливания или люминесцентных ламп) с декоративно оформленной арматурой для общего освещения помещений. Термин "люстра" появился в конце XVII в., однако подобные люстры подвесные светильники существовали с древнейших времён (например, в России они известны с XI в. Под названием "хоросы", а затем "паникадила"). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская э..

"Маковец"

(1922—27), союз русских художников и поэтов, объединённых стремлением выразить в живописной форме духовные сущности. Членами союза были. Художники В. Н. Чекрыгин, Л. Ф. Жегин, С. М. Романович, Н. М. Чернышёв, А. М. Чернышёв, А. В. Шевченко, К. К. Зефиров, А. В. Фонвизин, Н. В. Синезубов и др. Позднее присоединились Л. А. Бруни, К. Н. Истомин, Р. А. Флоренская, В. Ф. Рындин, Н. Я. Симонович-Ефимова. Поэты В. В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, Е. Шиллинг, Н. Н. Барютин и др. Маковчане организовали тр..

"Мир искусства"

(1898–1904. 1910–1924), объединение петербургских художников и деятелей культуры (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, З. Е. Серебрякова, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, С. П. Дягилев, Д. В. Философов, В. Ф. Нувель и др.), которые издавали одноимённый журнал. С журналом сотрудничали писатели и философы Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, Л. И. Шестов, В. В. Розанов. Своим программным литературным и изобразительным материалом, желани..

Ма Юань

        Цинь-шань (конец XII - первая половина XIII вв.), китайский живописец. Деятель академии живописи в Ханчжоу. Последователь Ли Тана. Автор пейзажей ("Одинокий рыбак на реке в холодную поруЛ, Национальный музей, Токио), а также произведений, выполненных в жанре "цветы-птицы" ("Цветы сливы, камни и дикие утки в горном потоке", М. Гугун, Пекин). Для пейзажей Ма Юаня (монохромных и с подцветкой), воплотивших философскую концепцию природы как единого и бесконечного мира, характерны проникнутое ..

Дополнительный поиск "Малые голландцы" "Малые голландцы"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Малые голландцы"" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Малые голландцы", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 17 символа