Малевич

187

Казимир Северинович (1878, Киев – 1935, Ленинград), русский живописец, график, педагог, теоретик искусства. Один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи выходцев из Польши. В 1895—96 гг. Занимался в Киевской рисовальной школе, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (в сер. 1900-х гг.) и в частной студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905—10). Теоретические исследования изложил в ряде лекций, статей и брошюр («От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм», 1915. «О новых системах в искусстве», 1919. «Супрематизм. Мир как беспредметность», 1922. «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи», 1926).К. С. Малевич. «Автопортрет». 1933 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   Творческий путь начал с этюдов, писавшихся на пленэре.

Знакомство с М. Ф. Ларионовым приобщило его к авангардным течениям в искусстве. В 1900-х – нач. 1910-х гг., в период становления творческой индивидуальности, прошёл путь от импрессионизма и символизма («Весна – цветущий сад», «Цветущие яблони». Обе – 1904. «Купальщицы», 1908) через элементы фовизма и экспрессионизма (автопортреты 1910—11 гг.) к примитивизму («Мозольный оператор в бане», «Полотёры», обе – 1911—12. «Жница», «Уборка ржи». Обе – 1912). В 1912 г. Малевич сблизился с авторами «заумной» поэзии А. Е. Кручёных и В. Хлебниковым. В живописи этих лет, получившей название кубофутуризма, кубистическое разложение формы соединялось с футуристическим принципом динамизма («Точильщик. Принцип мелькания», 1912. «Станция без остановки», 1913).

Другие картины определялись Малевичем как «заумный реализм», «алогизм форм» («Портрет И. В. Клюна», «Корова и скрипка». Обе – 1913. «Авиатор», «Англичанин в Москве». Обе – 1914). Алогические произведения были построены на монтаже разнородных пластических элементов, вырванных из естественного контекста и включённых в композицию, озадачивающую разум обывателя непостижимым смыслом. В 1913 г. Малевич создал костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над Солнцем», поставленной в Санкт-Петербурге (либретто Кручёных, пролог Хлебникова, музыка М. В. Матюшина).К. С. Малевич. «Уборка ржи». 1912 г. Городской музей. Амстердам   В 1915 г. На выставке «0.10» художник впервые показал зрителям 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе знаменитый «Чёрный квадрат».

По утверждению Малевича, супрематизм (от лат. Supremus – наивысший) – это живописный абсолют, в котором выражены формула и сущность Вселенной. Полностью отказавшись от предметности, художник конструирует свою живописно-пластическую систему, основанную на сочетаниях и взаимодействии простых геометрических фигур. «Белый квадрат на белом фоне» (1918) ознаменовал последнюю стадию супрематизма, на которой из живописи исчезли и контуры фигур. Остался чистый холст, символ бесконечного и непостижимого Ничто.К. С. Малевич. «Чёрный квадрат». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В 1919—22 гг. Малевич жил и работал в Витебске, где создал объединение Утвердители нового искусства (Уновис). В 1923 г. Он возглавил Петроградский музей художественной культуры, реорганизованный впоследствии в Государственный институт художественной культуры (Гинхук.

Закрыт в 1926 г.). В сер. 1920-х гг. Малевич создал первые рисунки «планитов», ознаменовавших переход к пространственно-объёмному супрематизму. За ними последовали «архитектоны» – модели новой архитектуры.К. С. Малевич. «Крестьяне». 1928—29 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. Художник вернулся к предметной живописи. Супрематическая Вселенная 1910-х гг. Заполнилась персонажами, которые могли гармонично существовать только в мире правильных лаконичных форм («Девушки в поле», «Спортсмены», «Женщина с граблями», «Пейзаж с пятью домами». Все – 1928—32). В портретной живописи воспоминания о супрематизме обогатились приёмами искусства эпохи Возрождения с его осознанием человека как высшей ценности мира («Портрет жены художника», «Мужской портрет», «Автопортрет».

Все – 1933). Творчество Малевича оказало мощное воздействие на искусство 20 в. Его идеи стали источником новых живописных, архитектурных и дизайнерских решений, нашли применение в разных областях прикладного искусства. Учениками и последователями Малевича были О. В. Розанова, И. В. Клюн, И. А. Пуни, Н. А. Удальцова, В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. М. Родченко и др.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Малави

        (Malawi), Республика Малави, государство в Центральной Африке. Об искусстве Малави известно мало. Основной тип поселения - хаотично застроенная деревня, окружённая изгородью. Иногда хижины располагаются с внешней стороны подковообразного в плане загона для скота. Встречаются хижины, круглые в плане, а также четырехугольные жилые дома с окнами и плетёными дверьми, окружённые верандой. Хижины строятся с применением каркаса из прутьев, обмазанного изнутри глиной, и покрываются тростниковой ..

Малайзия

        (Malaysia), Федерация Малайзия, государство в Юго-Восточной Азии (Западная Малайзия - на полуострове Малакка. Восточная Малайзия - на острове Калимантан). Древнейшие памятники искусства Малайзии - неолитическая керамика, датированные второй половиной 1-го тысячелетия до н. Э. Менгиры и бронзовые колоколовидные барабаны. На культуру государств, возникших в первые века нашей эры на севере полуострова Малакка, близкую культуре Индонезии, оказала влияние культура Индии. Под этим влиянием в V..

Малевич Казимир Северинович

        (1878-1935), советский художник. Учился в МУЖВЗ (1904-05) и в частной студии в Москве. Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919-22). Участник выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912) и др. На рубеже 1900-х - 10-х гг. Создавал близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов ("На сенокосе", 1909, ГТГ). Практически беспредметными были его опыты в духе фут..

Мали

        (Mali), Республика Мали, государство в Западной Африке. Древнейшие памятники культуры Мали относятся к эпохе неолита (наскальные росписи в Бандиагаре. Рисунки в гротах в районе Бамако со сценами охоты, войны, танцев. Менгиры в Тондидару близ Ниафунке. Глиняные и каменные фигурки в районе Мопти). В сельских местностях преобладают хижины круглые в плане, на каркасе из жердей, без окон, с низко свисающей соломенной крышей. В горных районах у народа догон деревни укреплены, жилища плоскокров..

Дополнительный поиск Малевич Малевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Малевич" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа