Нагапетян Корюн Григорьевич

227

        (16 марта 1926, Ленинакан — 25 июля 1999, Москва) — активный участник и лидер движения художников — нонконформистов, живописец, график, шрифтовик, иллюстратор книг и журналов, художник — конструктор, социолог, философ, публицист и общественный деятель.        Член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО, член Творческого Союза Художников России. Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях многих стран мира.        Нагапетян родился в семье крестьянки и рабочего железнодорожника в селе Хацик под Ленинаканом. Работал в колхозе трактористом. После переезда в Москву в 1950 году прошел трудовой путь от простого рабочего до мастера цеха на заводе им. Лихачева, но увлечение живописью не оставлял.        Еще в Армении Нагапетян закончил Ленинаканскую художественной школу им.

Меркурова С. Д., а после переезда в Москву получил специальность художника — конструктора в Московском художественно-промышленном институте им. Строганова С. Г., обучался в аспирантуре при ВНИИТЭ, паралелльно получил второе высшее образование по специальности «Социология и философия».        Уникальность художника заключается в том, что, имея монокулярный тип зрения (в юности производственная травма лишила будущего живописца важного рабочего инструмента — одного глаза), он смог получить высшее образование и стать профессиональным художником.        Свою творческую деятельность художник начал в 1952 году на Павелецком вокзале в Павильоне-музее «Траурный поезд В. И. Ленина», где проводил реставрацию исторического экспоната В 60-х годах во ВНИИТОРГМАШе на ВДНХ СССР под руководством Лучишкина С.

А. Принимал участие в оформлении многих советских и зарубежных выставок.        Нагапетян лично и в содружестве с инженерами машиностроителями разработал ряд художественно-конструкторских проектов отдельных машин и комплексов оборудования для отрасли торговли и общественного питания.        Большинство разработок выполненных Нагапетяном К. Г. Во ВНИИТОРГМАШе реализовано в серийном производстве. Нагапетян. Автор более тридцати изобретений и патентов в области промышленного дизайна.        Молодому художнику — конструктору покровительствовал С. А. Лучишкин, один из значительных живописцев «постфутуристического» поколения, театральный деятель.        Бывшего худрука и режиссера Театра малых форм московского Пролеткульта, члена правления Московской организации Союза художников Нагапетян считал своим учителем и наставником.        В 1970 году Нагапетян был приглашен на работу в качестве художника — конструктора на Ереванский завод «Наири».

Параллельно преподавал техническую эстетику в Ереванском художественном институте, а после возвращения в Москву в 1971 году продолжил трудовую деятельность во ВНИИТОРГМАШе, недолго занимался преподавательской деятельностью в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова Г. В.        С 1976 года основное место работы художника — Московский объединенный комитет профсоюза художников-графиков. Он был в числе первых членов секции живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников-графиков, решение о создании которой еще в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС В. В. Гришин.        Нагапетян иллюстрировал книжную продукцию, работал над уставом организации, избирался в худсовет и местком, организовывал выставочные процессы.

В 1978 году создал и являлся бессменным руководителем художественной группы «20-ти московских художников».        Группа осуществляла свою деятельность практически как самостоятельная структурная единица вне рамках секции живописи Московского объединенного комитета профсоюза художников — графиков.         «Горком профсоюзов на Малых Грузинах» (народное название) являлся, по своей сути, первым своеобразным «островком творческой свободы» в Москве 70-80 годов.        За полтора десятка лет существования «Двадцатки», ее выставки на Малой Грузинской 28 посетило более миллиона москвичей и гостей столицы.        Последняя выставка «Малая Грузинская 28», состоявшаяся в 1991 г. Непосредственно перед распадом СССР в Выставочном зале «Манеж» и Конгрессе США, явилась заключительным аккордом в московском движении художников — нонконформистов.        В последние годы своей жизни художник стал постепенно отдаляться от живописи и занялся научной публицистикой.

Он написал книгу «Вторжение Земли в Гелиосистему».        В этой работе Нагапетян предложил читателям новую концепцию происхождения Земли, зарегистрированную в Роспатенте как «Ноу — Хау». В ней нашли отображения и область изобразительного искусства, и система взаимосвязи Земля — Человек — Космос, и шрифтовая культура.        О шрифтовой культуре Нагапетян мог говорить часами. Он считал, что в шрифт можно заложить информацию, найти в нем исцеление и обрести чувство патриотизма.        Продолжая дело своего древнеармянского предшественника тезки Корюна, художник мечтал, что 30 созданных им шрифтовых гарнитур когда -нибудь войдут во все компьютеры мира и смогут закодировать любую нацию на добро и прогресс путем изменения начертания букв.        Нагапетян выступал на многих митингах, захлестнувших в 90-е годы прошлого столетия Россию.

Выступал он и на знаменитых митингах в Лужниках с тех же трибун, где произносили свои речи Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров и много других демократов первой волны.        Но политические симпатии художника охватывали не только глубоко национальные интересы. Он выступал и в поддержку курдов, находящихся в оппозиции Турецкому правительству, и в защиту китайских студентов после известных событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.        Нагапетяну делались неоднократные предложения баллотироваться в депутаты Верховного Совета, а затем и в Думу, но он упорно отказывался. Являясь по своему характеру лидером, он боялся потерять свою индивидуальность среди массы новоиспеченных парламентариев, да и искусство он считал выше политики.

Художник всегда хотел быть в центре событий, где бы они ни происходили, и какими бы опасными последствиями для него не грозили Нагапетян К. Г. Был наиболее энергичным членом группы активистов, которые в начале 60-х годов, в условиях всесилия тоталитарной системы, тайно организовали армянские землячества в Москве. В конце 80-х годов новый стимул к национальной самоорганизации московские армяне получили вместе с началом карабахского движения и митингами в его поддержку на армянском кладбище в Москве.        13 марта 1988 года Нагапетян вместе с М. Шамировым и В. Огаджаняном сформировали из наиболее активных участников митингов первую серьезную организацию московских армян — Комитет «Карабах». Комитет «Карабах» явился своеобразным катализатором для активизации процессов образования множества московских армянских общественных организаций, которые в 2000 году Абрамяну А.

А. Удалось объединить в один мощный общественный орган «Союз армян России».        Всего год художник не дожил до этого события. В 1999 году он был убит в своей квартире-мастерской неустановленным преступником. Являясь вдохновителем ежегодных пикетов у Турецкого посольства, он до конца своей жизни активно боролся за официальное признание геноцида армян Османской (Турецкой) республикой в 1915 г.        Похоронен на Армянском кладбище в Москве..

Значения в других словарях
Навои

        (до 1958 - поселок Кермине), город в Узбекской ССР. Построен по единому генеральному плану в 1960-х гг. Своеобразие застройки секционными и галерейными домами (авторы генерального плана и застройки архитектор А. В. Коротков, В. Н. Иванов, И. Б. Орлов, Н. И. Симонов, инженер Г. П. Смородин. Государственная премия СССР, 1969), эффектное использование малых архитектурных форм, обилие зелёных насаждений, фонтанов (скульптурные композиции - чугун, бронза, 1971-72, Б. А. Свинин), бассейнов при..

Навратиль Йозеф Матей

        (Navrбtil) (1798-1865), чешский живописец. Учился в АХ в Праге (1819-23). Отмеченные чертами романтизма декоративные росписи (в замках Йирни, 1845-57, и Плошковице, 1853-54), жанровые сцены, пейзажи и натюрморты Навратиля отличаются живостью наблюдений, тонкостью манеры, мягкостью и свежестью колорита. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Нагасаки

        город-порт в Японии, на острове Кюсю. В 1636-1854 единственный японский порт, открытый для иностранцев. 9 августа 1945 треть города разрушена американской атомной бомбой. Современный Нагасаки - свободный по планировке город с множеством садами и парками. Основная застройка - 50-е гг., в том числе Парк Мира со зданием Международного культурного центра (1955, Сато Такэо и др.), монумент Мира (1955, скульптор Китамура Сэйбо). Синтоистское святилище Сува (XVI в.), буддийские монастыри XVII в..

Нагель Отто

        (Nagel) (1894-1967), немецкий живописец и график (ГДР). Президент Германской академии искусств в Берлине (1956-62), почетный член АХ СССР (1958). Учился самостоятельно. Сотрудничал с К. Кольвиц и Г. Цилле. С самого начала творческой деятельности был связан с революционным рабочим движением, активно участвовал в становлении демократически-реалистического направления в немецком искусстве 20-30-х гг. Используя некоторые стилистические приёмы экспрессионизма (жёсткий контурный рисунок, выраз..

Дополнительный поиск Нагапетян Корюн Григорьевич Нагапетян Корюн Григорьевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нагапетян Корюн Григорьевич" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нагапетян Корюн Григорьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 27 символа