Народное творчество

168

        художественное, народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа (по мнению некоторых учёных, также и в форме самодеятельного искусства), в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Художественно обработанные орудия труда, постройки (см. Деревянная архитектура), домашняя утварь и бытовая обстановка (см. Керамика, Лаки, Мебель, Стекло), одежда и ткани (см. Килим, Ковёр, Кружево, Набойка), игрушки, лубок и т. Д. К числу важнейших художественно-технологических процессов, распространённых в народном творчестве, относятся гончарство, ткачество, вышивка, резьба, роспись декоративная, ковка, литьё, гравирование, чеканка и т.

Д. Народная архитектура и декоративно-прикладное искусство принадлежат не только к духовному, но и к материальному производству и носят непосредственно созидательный характер. Отсюда слитность в них эстетических и утилитарной функций, образного мышления и технической изобретательности.        Создавая и оформляя предметную среду и давая эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарным и семейным обрядам, народное творчество искони являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя народной жизни. В отдельных чертах народного творчества прослеживаются особенности труда и быта, культы и верования, восходящие к неолиту и бронзовому веку. Произведениям народного творчества зачастую присуща конкретная связь с тем или иным обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культурной природе или мифологической обусловленности этого обычая.        Народное творчество не знает контрастных перемен художественных стилей.

В ходе его эволюции появляются отдельные новые мотивы, но больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов. Изображения, связанные с коренными представлениями о мире, обретали более узкий смысл (например, в различных знаках-оберегах, украшавших бытовые предметы) или начинали играть чисто декоративную роль, тогда как форма предмета претерпевала зачастую лишь незначительные конструктивно-функциональные изменения. Наиболее общим элементом народного творчества служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органического единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластической формы, естественной красоты материала. В отдельных орнаментальных мотивах, большинство из которых имело первоначально мифологический смысл ("мировое дерево", солярные символы), запечатлелись черты первобытного сознания, мифологические и магические способы общения с природой.

Представление о вещи в народном творчестве обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера. При этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, как правило, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения.        По мере классовой дифференциации общества складываются предпосылки для выделения народного творчества, обслуживающего потребности низших слоев общества и первоначально сводившегося к домашней художественной работе для себя и к деревенскому ремеслу. Наличие особой народной ветви обнаруживается уже в древнем мире (например, в вотивных предметах итало-этрусского круга, напоминающих неолитическую пластику).

Первоначальные памятники дворцовой и даже культовой архитектуры явственно связаны с простейшими древними образцами народного деревянного и каменного зодчества (эгейский мегарон, германский халле), переносными жилищами кочевников и т. Д., но затем резко расходятся пути городского и усадебного строительства и народной архитектуры, обслуживающей в основном крестьянский быт (жилой дом, гумно, амбар и т. Д.).        В средневековой Европе феодально-церковной культуре противостояло стремление сохранить культурную традицию родового строя, хозяйственная и политическая замкнутость, культ местных богов. Выражением этого становится народная струя в средневековом искусстве. Однако неразвитость товарно-денежных отношений, слабая дифференциация форм быта, а также принципиальная анонимность средневекового искусства и близость его мастеров к народной среде не способствовали полнейшему обособлению народного творчества.

В странах, позднее вступивших в раннекапиталистическую стадию развития, в частности в средневековой Руси, подобная ситуация сохраняется вплоть до конца XVII - начала XVIII вв. В странах Востока, особенно долго (до XIX-XX вв.) сохранявших средневековый уклад жизни, всё декоративно-прикладное искусство глубоко проникнуто народными ремесленными навыками и высокоразвитое народное творчество не имеет коренных отличий от ремесла для привилегированных слоев. В изобразительном же искусстве ряда стран сильна народная струя (китайский, японский, индийский лубок). Наконец, в странах, переживших колонизацию, основой для народного творчества обычно служила древняя туземная культура.        С разложением феодализма и цеховой системы складывается работающее на местный рынок народное художественное ремесло.

Благодаря этому народное творчество, ещё сохраняя тесную связь с народным бытом, осваивает новые виды продукции, новые формы и темы. С другой стороны, выявление художественной индивидуальности и культ античного искусства, утвердившиеся в эпоху Возрождения, приводят к тому, что народное творчество всё яснее выступает как нечто локальное, обособленное, привязанное к родной старине. Народная художественная культура - произведения религиозного искусства (вотивная живопись, раскрашенная скульптура), бурно развивающегося с XVI-XVII вв. (особенно в странах католического культа), оформление празднеств, лубок с их наивным архаизмом форм, - имеет уже совершенно иную образную систему, чем изысканные, подчас новаторски необычные произведения "высокого" искусства.

Аналогичное расхождение возникает и в стиле предметов быта. Этот разрыв менее ощутим там, где фольклорные элементы глубоко проникают в культуру привилегированных слоев и церкви. В России это проявилось, например, в архитектуре дворца в селе Коломенское (XVII в.) с его обилием форм народного деревянного зодчества, а в странах Латинской Америки - в декоре церквей барокко, впитавшем черты искусства доколумбовых цивилизаций. В XVII-XVIII вв. В народном творчестве заметно ослабевает идеографическое начало. В растительных мотивах, теперь повсеместно вытесняющих символико-геометрические узоры, декоративный строй становится свободней, разнообразней. В народное творчество проникает всё больше свежих наблюдений, бытовых сюжетов, возрастает стремление к сказочно-фольклорному осмыслению жизни высших слоев общества, к заимствованию форм господствующих стилей.

Однако новые мотивы и формы (ренессанса, барокко, ампира) в народном творчестве сохраняют лишь весьма отдаленное сходство с образцом, упрощаясь в ритмически ясную декоративную схему (как правило, дающую многочисленные варианты). В целом на XVII - начало XIX вв. Приходится эпоха расцвета народного творчества, давшая необычайное разнообразие его видов и форм. Этому способствовали оснащение народного творчества ранее недоступными ему материалами и инструментами, появление новых технических возможностей, расширение кругозора народных художников, развитие народной лирики и сатиры.        В XIX в. Интенсивно развивающееся художественное кустарное производство всё более вовлекается в систему капиталистической экономики.

Товарное ремесло в большинстве стран окончательно отделяется от консервативно домашнего. В России после 1861 народные художественные промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на скупщика. Узкая специализация промыслов, растущее разделение труда и стандартизация мотивов рождают узоры и формы, предельно слитые с виртуозными приёмами технического исполнения. При этом ремесленное, механически безупречное мастерство всё чаще вытесняет творчество. Подражая образцам массовой городской продукции, нередко случайной и антихудожественной, мастера утрачивают типичное для фольклора единство технического и эстетического начал. Народная икона и лубок сменяются олеографиями. В пластике объёмно-предметная форма теряет архитектоничность.

Изображение и орнамент, ранее слитые с вещью, теперь становятся как бы картинкой, наклеенной на поверхность. Отдельные отрасли, не выдерживая конкуренции с дешёвыми фабричными изделиями, приходят в упадок или вымирают, но возникают и расширяются другие, использующие большей частью технику, стилистику и даже образцы профессионального станкового искусства. В ряде стран, обладавших ранее богатейшим народным творчеством (Англия, Дания, Нидерланды), оно почти полностью исчезает, но интенсивно развивается в промышленно отсталых районах, сохранивших мощные пласты средневековой культуры (северные губернии в России, Бретань и Прованс во Франции, Тироль в Австрии).        С середины XIX в. Вслед за признанием ценности словесного народного творчества в ряде стран возникает интерес и к народному декоративному искусству.

С этого времени эстетика народного творчества всё более влияет на профессиональную архитектуру, изобразительное и декоративное искусство. Начинается собирание коллекций народного творчества, общественные организации и меценатские кружки возрождают ряд угасавших промыслов и организуют новые. Особый размах эта деятельность приобретает на рубеже XIX и XX вв. С распространением стиля "модерн" и связанных с ним национально-романтических течений. Однако, навязывая народным мастерам решения станкового типа, художники и теоретики "модерна" зачастую проявляли непонимание специфики народного творчества. Сходные ошибки совершались и позже (в том числе в советской практике 30-50-х гг.). В ряде капиталистических стран, напротив, делались попытки приблизить народную скульптуру и орнамент к абстрактному искусству.        Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности.

Благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют чертами национальными традиции и непосредственной человечности среду, созданную в основном стандартизованными промышленными средствами. Народные художественные ремёсла играют важную роль в экономике развивающихся стран. Во многих странах (прежде всего в СССР и других социалистических государствах) изыскиваются средства для охраны народных промыслов и их художественного своеобразия, деятельность народных мастеров поощряется с помощью конкурсов и выставок, профессионально- технические школы и училища готовят художников и исполнителей. При участии научно-исследовательских институтов и музеев тщательно изучаются традиции и собираются образцы народного творчества.

Неослабевающее влияние оказывает народное творчество на художественную промышленность, помогая найти наиболее выразительные формы и декор бытовой вещи. В СССР возрождён ряд заглохших народных промыслов, многие получили новое развитие и связанную с советской жизнью ориентацию. В многообразных видах и жанрах советского народного творчества бережное сохранение народных традиций сочетается с широтой интересов и активным восприятием советской действительности. О народном творчестве различных. Народов см. В статьях о странах и о республиках СССР..

Значения в других словарях
Нариманбеков Тогрул Фарман оглы

        (р. 1930), советский живописец и график. Народный художник Азербайджанской ССР (1967). Учился в Художественном институте Литовской ССР в Вильнюсе (1950-55). Произведения Нариманбекова (картины - "Гранаты и груши", 1961, МИНВ. "На полевом стане", 1967, ГТГ. "Праздник урожая", 1975. Росписи - Азербайджанского театра кукол имени А. Шайка, 1975, 1978. Фойе гостиницы "Москва", 1977. Здания Верховного Совета Азербайджанской ССР, 1980, - все в Баку) глубоко национальны, декоративно-праздничны, ..

Народная картинка

См. Лубок (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Народность

        искусства, одно из основных понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и устремлениями трудящихся, выражение в искусстве идеалов, интересов и психологии народных масс. Не следует смешивать понятия народности и доступности искусства, которые отнюдь не идентичны. "Доступными" могут быть и антихудожественные, антинародные по своей сути произведения искусства (например, работы предста..

Народные художественные промыслы

        одна из форм народного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Многие народные художественные промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно-денежных отношений формировались кустарные народные художественные промыслы, работающие на рынок. В условиях капитализма народные художественные промыслы приобрели характер частных мастерских, вовлечённых в общую систему капит..

Дополнительный поиск Народное творчество Народное творчество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Народное творчество" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народное творчество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 19 символа