Партийность

131

        искусства, идейная направленность художественного творчества, выражающая интересы определенных классов и социальных групп и проявляющаяся как в образном строе самого искусства, так и в личных и обществ, позициях и взглядах, поведении художника.        Партийность есть выражение классового характера искусства, его социальной и политической тенденции. Не всякий художник отчётливо сознаёт классовый характер и социальный смысл своего творчества, в том числе своих идеалов, произведений, взглядов. Классовое содержание произведения искусства может проявляться в нечётко оформленных симпатиях и антипатиях автора, в приверженности духовным ценностям, которые так или иначе связаны с определенными классовыми устремлениями.

Партийность искусства выделяется среди этих явлений тем, что она прежде всего представляет собой результат осознанных политических и классовых идеалов, связанных с деятельностью какой-либо партии или социально-политической группы.        Партийность свойственна художественному творчеству на всём протяжении истории классовых антагонистических обществ. В рабовладельческом и феодальном обществах, когда ещё не было политических партий в их современном виде, в художественном творчестве выражались интересы различных политических группировок и находили отображение интересы угнетённых масс. С возникновением пролетариата и буржуазии партийность искусства приобрела качественно новый характер и более значительную роль в классовой и идейно-политической борьбе.

Выступление пролетариата как революционной силы, способной свергнуть буржуазию и завоевать политическую власть, возникновение марксизма-ленинизма - научной идеологии пролетариата, организация партии рабочего класса позволили противопоставить интересам буржуазии и других господствующих классов интересы рабочего класса и всех трудящихся масс как в сфере политики, так и в области научного и художественного творчества. Принцип партийности становится общим принципом анализа и оценки всех общественных явлений. Искусство как форма общественного сознания органически и неразрывно связано с политикой и философией. Поэтому пролетарский художник должен овладеть научным материалистическим мировоззрением, знать объективные законы общественного развития, бороться за торжество великих идей коммунизма.

Стоять на позициях коммунистической партийности в искусстве - значит настойчиво изучать жизнь, уметь глубоко раскрыть сущность социально-исторических явлений, уметь заметить ростки нового, прогрессивного и способствовать его утверждению в жизни. Коммунистическая партийность есть высшее выражение исторической правды. Поэтому в советской литературе и искусстве принцип партийности является неотъемлемым качеством социалистического реализма. У советских художников и писателей единая цель - построение коммунистического общества. Принцип партийности органически связан с народностью искусства. Осуществление в творческой практике принципа партийности есть выражение интересов трудящихся масс, изображение народа как подлинного творца истории, создателя материальных и духовных ценностей.

Идеологи империализма, лицемерно прикрываясь идеей беспартийности, надклассовости художественного творчества, стремятся использовать искусство и литературу для пропаганды капиталистического образа жизни, идей насилия, для морального растления масс. Отрицая партийность на словах, они на деле реализуют принцип буржуазной партийности, защищая интересы эксплуататорских классов в капиталистическом обществе.        Впервые принцип партийности художественного творчества был чётко определён В. И. Лениным. В статье "Партийная организация и партийная литература" (1905) Ленин вскрыл лицемерие идеологов буржуазии в их рассуждениях о свободе творчества. "Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка..." (В.

И. Ленин, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 12, с. 104). Ленин уже тогда поставил задачу противопоставить лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе действительно свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. При этом Ленин подчёркивал, что в силу своей специфики художественное творчество требует "...большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию" (там же, с. 101). Партийность не противоречит свободе творчества, а является её проявлением. Она предоставляет художнику творческую свободу в выборе художественных средств, приёмов и форм для наиболее совершенного воплощения жизненного содержания.        Осуществляя руководство художественным творчеством, КПСС видит в принципе партийности условие глубокого проникновения искусства в сущность социальных процессов, яркого и убедительного воплощения жизненных явлений, общественных отношений и человеческих характеров, активного участия искусства в борьбе за построение коммунистического общества.

"Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства - это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства" - подчёркивалось на 26-м съезде КПСС (Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, с. 63). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Парсуна

        (искажение слова "персона", от лат. Persona - личность, лицо), условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи (парсуна царя Фёдора Ивановича, первая половина XVII в., РИМ). Во второй половине XVII в. Развитие парсуны шло по 2 направлениям. Первому было присуще ещё большее усиление иконного начала. Черты реального п..

Партер

        (франц. Parterre, от par - по и terre - земля), в садово-парковом искусстве открытая часть сада или парка (в регулярном парке участки правильной формы с узорами из стриженого буксуса, цветных песков, толчёного кирпича, угля. В пейзажном - в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоёмами, бордюрами из кустарника, иногда украшенные скульптурой, фонтанами, куртинами, отдельными деревьями. В XX в. Делают преимущественно цветочные партеры с замощёнными дорожками. (Источник. «Популярная художе..

Парфенон

        (греч. Parthenon, от parthinos - дева) в Афинах, величайший памятник греческого искусства эпохи классики. Храм богини Афины Парфенос. Главный храм афинского полиса. Возведён на скале Акрополя в 447-438 до н. Э. Зодчими Иктином и Калликратом в ознаменование победы над персами. Представляет собой мраморный храм, окружённый колоннадой (периптер, площадь 30,89 м х 69,54 м, высота колонн 10,43 м), отличающийся спокойной величественностью и совершенством архитектурных форм, ясной гармонией час..

Парфия

        древнее государство в Азии (около 250 до н. Э. - 20-е гг. III в. Н. Э.). Возникло к югу и юго-востоку от Каспийского моря, в середине I в. До н. Э. Подчиняло обширные территории от Месопотамии до границ Индии. Первоначально искусство Парфии развивалось как ветвь эллинистического искусства, элементы которого затем частично были творчески переработаны местным населением. Для восточной Парфии типичны храмы (в Персеполе, III в. До н. Э.), план которых (окружённое помещениями квадратное святи..

Дополнительный поиск Партийность Партийность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Партийность" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Партийность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа