Растрелли

203

1. (rastrelli) Бартоломео Карло (1675, Флоренция – 1744, Санкт-Петербург), итальянский скульптор. Представитель барокко. Отец архитектора Б. Ф. Растрелли. Обучался во Флоренции у крупнейшего барочного мастера Д. Б. Фоджини. В 1698—99 гг. Жил и работал в Риме, в 1700—15 гг. – в Париже. В 1715 г. Заключил договор с агентом Петра I И. Лефортом о работе в России. Б. К. Растрелли. Посмертная маска Петра I. 1725 г. В 1716 г. Приехал в Санкт-Петербург. Начав работать в качестве архитектора, был вынужден уступить эту сферу деятельности Ж. Б. Леблону, сосредоточившись на скульптурных заказах. Запечатлел Петра I во многих произведениях (два бронзовых бюста императора, сохранился один из них, 1723—29. «Восковая персона», 1725), сделал модели памятников царю с пешей (не сохранилась) и конной статуей Петра I [1743—44.

Была отлита после смерти скульптора, в 1800 г. Установлена перед Михайловским (Инженерным) замком в Санкт-Петербурге]. В конной статуе Растрелли создал образ полководца-триумфатора, ориентируясь согласно традиции 17–18 вв. На древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Скульптору принадлежит также модель Триумфального столпа в память побед России в Северной войне, который был увенчан статуей царя. В 1730—32 гг. Растрелли жил в Москве, работал над оформлением празднеств по случаю коронации Анны Иоанновны. Б. К. Растрелли. Памятник Петру I. 1743—44 гг. Санкт-Петербург Скульптор создал значительное число портретных работ (бюст А. Д. Меншикова, 1716—17. «Неизвестного [С. Л. Владиславича-Рагузинского?], 1732). В 1741 г.

Им была отлита в бронзе скульптурная группа „Императрица Анна Иоанновна с арапчонком“, выразительность которой построена на контрастном сопоставлении массивной, грузной фигуры императрицы, чьё усыпанное драгоценностями платье подобно броне, и лёгкой, словно готовой соскользнуть со своего постамента фигурки мальчика. С творчеством Растрелли связано становление и развитие светской скульптуры в России, появление новых для русского искусства видов пластики. Конного памятника, скульптурной группы, портретного бюста. Растрелли не имел прямых учеников-скульпторов, однако при нём работали русские подмастерья, непосредственно перенимавшие технический опыт. 2. Бартоломео Франческо [1700, Париж (?) – 1771, Санкт-Петербург], русский архитектор, итальянец по происхождению.

Крупнейший представитель барокко. Сын скульптора Б. К. Растрелли. В 1725—30 гг. Проходил обучение за границей. По возвращении в Россию стал придворным архитектором. 1730-е гг. – период творческого становления мастера. Он следует традициям русской архитектуры петровского времени (т. н. Третий Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1732—33. Не сохранился. Дворцы Бирона в Рундале, 1736—40. И Митаве, ныне Елгаве, Латвия, 1738—40). Параллельно Растрелли изучает древнерусскую архитектуру (нарядные храмы 17 в. В Ярославле, собор Василия Блаженного в Москве). Радостный, мажорный строй, звучные цветовые сочетания, вдохновившие архитектора и творчески им переработанные, станут характерной чертой его искусства. Б. Ф. Растрелли. Зимний дворец.

1754—62 гг. Санкт-Петербург Расцвет творчества Растрелли пришёлся на время правления императрицы Елизаветы Петровны (1740—50-е гг.). В своих постройках архитектор органично сочетал традиции европейского барокко, рококо, отчасти классицизма и древнерусской архитектуры. От барокко он берёт размах и динамику в организации пространства и архитектурных форм здания, систему декорирования интерьера, от рококо – многие элементы декора, от классицизма – ясность планировочных решений, от древнерусского зодчества – красочное узорочье, нарядные крылечки, особенную выразительность силуэта здания. Б. Ф. Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748—64 гг. Санкт-Петербург Растрелли – непревзойдённый мастер архитектурного ансамбля и синтеза различных искусств.

В комплексе Смольного монастыря в Санкт-Петербурге (1748—64) невысокие здания монашеских келий с церквями по углам и оградой повторяют очертания крестообразного в плане собора, который высится в центре, – великолепный, стройный и лучезарный. Екатерининский дворец в Царском Селе, перестроенный Растрелли (1752—57), составляет единый ансамбль с прилегающим к нему парком. Невысокие, расположенные полукругом флигеля охватывают обширное пространство перед главным фасадом дворца, создавая подобие парадной площади – курдонёр (почётный двор). Центр дворца находится на главной планировочной оси дворцово-паркового ансамбля. От почётного двора и крыльца паркового фасада открываются перспективы главной аллеи, в одном конце которой находится павильон Эрмитаж, в другом – Монбижу.

Примером синтеза искусств в интерьере могут послужить Большой зал Екатерининского дворца в Царском Селе и Танцевальный зал дворца в Петергофе. Позолота и зеркала зрительно облегчают, почти уничтожают плоскость стены, живописные плафоны «прорывают» потолки, в узорах паркета «растворяются» плиты пола. Благодаря динамичному декору в интерьерах царит ощущение ликующей праздничности. Б. Ф. Растрелли. Павильон Эрмитаж. 1752—57 гг. Царское Село Фасады растреллиевских зданий также насыщены динамикой. Собор Смольного монастыря, Андреевская церковь в Киеве (1747) и др. Устремлены вверх. Архитектурные массы компактны и собраны к центру. Восхождение объёмов завершается в сложных, текучих формах глав. В дворцовых зданиях (Зимний, 1754—62, и Строгановский, 1752—54, дворцы в Санкт-Петербурге.

Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, 1747—52) движение развивается по горизонтали, однако значительные по протяжённости фасады не выглядят монотонными. Их разнообразят выступы (ризалиты), увенчанные разорванными фронтонами, балкончики, сочетание золотых и белых деталей на фоне ярко окрашенных стен, игра света и тени. При Екатерине II, предпочитавшей строгую классицистическую архитектуру, зодчий, ещё полный творческой энергии, не имел возможности реализовать свои замыслы.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Раскреповка

        небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза (участок над колонной). Применяется для членения или пластического обогащения фасада. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Распалубка

        небольшой свод, образованный 2 криволинейными рёбрами (между нервюрами готического крестового свода, между цилиндрическими сводом и врезанным в него проёмом).. ..

Растрелли Бартоломео Карло

        (Rastrelli) (1675-1744), скульптор. По происхождению итальянец. Представитель барокко. В 1716 приехал по приглашению Петра I в Петербург. Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Растрелли (особенно в портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели (портреты. Петра I, 1723, ГЭ. Неизвестного (возможно, автопортрет), 1732, ГТГ. Анны Ивановны с арапчонком, 1733-41, ГРМ. - все бронза). Создал конную статую Петр..

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич

        (Rastrelli) (Бартоломео Франческо) (1700-1771), русский архитектор. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Главный представитель русского барокко середины XVIII в. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Ранние постройки близки к русской архитектуре первой четверти XVIII в. (дворцы Бирона в Рундале, 1736-40, и Митаве, ныне Елгава, 1738-40). В зрелый период традиции европейского барокко были пере..

Дополнительный поиск Растрелли Растрелли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Растрелли" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Растрелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 9 символа