Рафаэль

149

        (собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном человеке, существующем в гармонии с миром, жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.        Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти и детские годы провёл в Урбино В 1500 переехал в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа ("Сон рыцаря", Национальная галерея, Лондон. "Три грации", Музей Конде, Шантийи.

"Мадонна Конестабиле", ГЭ. Все три - около 1500-02). Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ "Обручение Марии" (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино "Передача ключей" в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия ("Положение во гроб", 1507, Галерея Боргезе, Рим). Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 ("Мадонна Гран-дука", Галерея Питти, Флоренция. Так называемая "Прекрасная садовница", 1507, Лувр).        В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим.

Здесь он ближе познакомился с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. В росписях станц воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия и гармонически стройной композиции росписей большое значение имеют архитектурные фоны, вдохновлённые идеями современной Рафаэлю архитектуры. Им присущи классическая ясность рисунка и пластической лепки форм, мягкая гармония светлого, нарядного колорита. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности.

Богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера, Сила"), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В Станца д'Элиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля - мастера светотени. Здесь находятся фрески на легендарные темы ("Изгнание Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение апостола Петра из темницы"). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Это объясняется не только всё большим участием в работе учеников и помощников, но и воздействием реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэля.

К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" виллы Фарнезина в Риме (1514).        В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста ("Портрет Юлия II", около 1511, Уффици. "Портрет кардинала", около 1512, Прадо. "Женщина в покрывале", или "Донна Велата", около 1513, Галерея Палатина. "Портрет Б. Кастильоне", 1515-16, Лувр. "Лев X с кардиналами", около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства ("Мадонна Альба", около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон.

"Мадонна ди Фолиньо", около 1511-12, Ватиканская пинакотека. "Мадонна в кресле", около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Рафаэля - "Сикстинская мадонна" (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески "Лоджии Психеи" виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Да Удино и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ "Преображение", 1519-20, Ватиканская пинакотека).

Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля- архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Во Флоренции - палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. Да Сангалло). В этих произведениях Рафаэль старался придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуальный облик.

Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. Да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком.        Искусство Рафаэля долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца, оказав значительное влияние на европейскую живопись XVII-XIX вв..

Значения в других словарях
Ратуша

        (польск. Ratusz, от нем. Rathaus), здание городского самоуправления в ряде европейских стран. Средневековый архитектурный тип ратуши сложился в основном в XII-XIV вв. Обычно двухэтажное здание с залом совещаний на втором этаже, балконом и многоярусной часовой башней. В XVI-XVII вв. На средневековую композиционную основу накладывались ренессансные и барочные элементы. В конце XIX - начале XX вв. Строились ратуши в национально-романтическом стиле (ратуша в Стокгольме, 1911-21, архитектор Р..

Рауд

        эстонские художники, братья. Кристьян Рауд (1865-1943), график. Учился в петербургской АХ (1892-97), в АХ в Дюссельдорфе (1897-98), в школе А. Ажбе и в АХ в Мюнхене (1899-1903). Создал в Тарту художественную студию (около 1905). Исполнял жанровые зарисовки из жизни эстонских крестьян ("В избе", 1896-98). Испытав влияние стиля "модерн" и символизма, выработал своеобразную манеру экспрессивного монументализированного станкового рисунка (рисунки на тему эстонского эпоса "Калевипоэг", книга ..

Рахимова Хамро

        (1896-1979). Советский мастер узбекской народной лепной расписной глиняной игрушки-свистульки. Вылепленные из светлой глины фигурки животных всадников, фантастических существ, расписанные после обжига яркими красными и зелёными пятнышками, воплощают фольклорные образы Бухарского оазиса и сохраняют многовековые традиции местной народной пластики. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Рахманзаде Марал Юсиф кызы

        (р. 1916), советский график. Народный художник Азербайджанской ССР (1964), Окончила МХИ (1940). Автор поэтических живописных цветных линогравюр, автолитографий, рисунков, иллюстраций, отмеченных национальным колоритом (серия линогравюр "У нас на Каспии", 1953-60, "Девушки страны огней", 1970. Иллюстрации к роману "Меч и перо" М. С. Ордубады, 1956, газелям Физули, 1958, поэзии Хейран-ханум, 1960) (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "..

Дополнительный поиск Рафаэль Рафаэль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рафаэль" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рафаэль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа