Самодеятельное искусство

156

        художественная самодеятельность, различные области непрофессионального художественного творчества трудящихся в социалистических странах (по мнению ряда специалистов, относящиеся к народному творчеству). Самодеятельное искусство - необходимая составная часть культуры социалистического общества, раскрывающая духовное богатство народных масс, способствующая подъёму его творческого сознания, культурного уровня.        В СССР подъём самодеятельного искусства связан с культурной революцией, с приобщением к общественной деятельности и творчеству миллионов рабочих и крестьян. Взгляды на самодеятельное искусство пережили несколько этапов развития. С первых лет Советской власти самодеятельные и профессиональные художники вместе участвовали в выставках, оформляли массовые праздники.

Вместе с тем, идеологами Пролеткульта придавалось чрезмерно важное (в сравнении с профессиональным искусством) значение самодеятельному искусству. В 1920-е гг. Формами самодеятельного искусства считались оформление клуба, проекты декораций, мебели, плакатов. Коллективность работы над проектами, анонимность, связь с практикой общественной жизни были основными принципами деятельности ИЗОРАМа (Изомастерских рабочей молодёжи, 1926-34) в Ленинграде. В 1927 было образовано ОХС (Общество художников- самоучек) в Москве. Его отделения возникли во многих городах РСФСР и республик. Это общество функционировало под эгидой АХРР. Основной областью творчества самоучек была тематическая станковая картина на актуальный сюжет.

В 1931 ОХС влилось в массовый самодеятельный сектор РАПХ. Для самодеятельного искусства 30-50-х гг. Было характерно прямое подражание формам и методам профессионального искусства. В 60-х гг. В самодеятельном искусстве зачастую на первое место выдвигалось искусство примитива. В 70-х - начале 80-х гг. С усилением мер по дальнейшему развитию самодеятельного искусства наряду с традиционными формами самодеятельного искусства - студиями, кружками - большое распространение получили клубы, семинары, где имеется возможность не только для творчества, но и для общения. Многоступенчатая система выставок (от районных и областных до общесоюзных), систематическое освещение проблем самодеятельного искусства печатью и телевидением дают возможность "выхода" творчества самодеятельных художников на широкие массы зрителей.

Для самодеятельного искусства не существует каких-либо единых стилевых критериев. Одни мастера подражают профессиональному искусству, другие - работают в духе народного искусства, третьи - под влиянием средств массовой коммуникации (телевидение, афиши, открытки), четвёртые - в манере примитива. Задача руководства самодеятельным искусством, осуществляемого профсоюзами, - направлять развитие каждого художника, чтобы он мог полно и непосредственно выразить своё восприятие жизни, благодаря своему творчеству развить свой эстетический вкус и приобщиться к ценностям художественного наследия. В таком направлении работает Заочный народный университет искусств (ЗНУИ, основан в 1934 в Москве). Руководство методистами самодеятельного искусства осуществляет Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы, республиканские и городские научно-методические центры, Межсоюзные Дома самодеятельного творчества.

Им оказывают помощь творческие организации (СХ). В других социалистических странах также большое значение придаётся развитию самодеятельного искусства. Формы и методы самодеятельного искусства разнообразны в ГДР, где особенно развита теория самодеятельного искусства. В связи с национально-освободительным движением самодеятельное искусство переживает расцвет в странах Латинской Америки. Так, в Чили в период правительства Народного единства (1970-73) были достигнуты большие успехи в самодеятельном декоративно-монументальном творчестве (росписи бригады "Рамона Парра" на набережной в Сантьяго). Непрофессиональное искусство, многими чертами схожее с самодеятельным искусством, развивается в других капиталистических странах (Дании, ФРГ, США и т.

Д.).Литература. О. Д. Балдина, Второе призвание, М., 1983. Народное творчество в культуре развитого социалистического общества, М., 1984. Народное творчество и средства массовой коммуникации, М., 1984. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Самарканд

        город, центр Самаркандской области Узбекской ССР. Самарканд отождествляют с городом Мараканда - столицей Согда. Территория домонгольского Самарканда - городище Афрасиаб (раскопки с 1885. Нижние слои датируются серединой 1-го тысячелетия до н. Э. IV в. До н. Э. - IV в. Н. Э. - остатки укреплений VI-VII вв. - руины раннесредневекового города с цитаделью, крепостными стенами и внутренней застройкой, в т. Ч. Дворца с настенной живописью. IX-X вв. - остатки дворца Саманидов, жилых домов и меч..

Самарра

        город в Ираке, на берегу р. Тигр. Основан в 836 как резиденция Аббасидов на месте древнего поселения, заброшена после перенесения столицы в Багдад. Руины Самарры разбросаны отдельными группами вдоль берега на 33 км. Памятник средневековой месопотамской архитектуры. Остатки дворцов - Джаусак (трехайванный фасад), квадратный в плане Балькувара (854-859, три парадных двора на главной оси), Мутаваккиля. Большая мечеть Мутаваккиля (846-852) с прямоугольным в плане двором, обнесённым стенами с..

Самокиш Николай Семёнович

        (1860-1944), советский живописец и рисовальщик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Учился в петербургской АХ (1879-85), преподавал там же (с 1912). Пенсионер АХ в Париже (1886-89). Развивал традиции русской батальной живописи второй половины XIX - начала XX вв., создавал произведения на темы героических подвигов Красной Армии в период Гражданской войны 1918-20 ("Переход Красной Армии через Сиваш", 1935, Симферопольский художественный музей. Государственная премия СССР, 1941) и ис..

Сампилов Цыренжап Сампилович

        (1893-1953), советский живописец. Народный художник Бурятской АССР (1935), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Основоположник бурятского станкового реалистического искусства. Учился в московском Вхутеине (1927-30). Преподавал в Институте культуры Бурятской АССР в Улан-Удэ (1930-35). Изображал новую жизнь советской Бурятии, красоту её природы ("Любовь в степи", 1925 или 1927, МИНВ).Литература. (К. Б. Шулупова), Ц. С. Сампилов. (Альбом), Улан-Удэ, 1977. (Источник. «Популярная художе..

Дополнительный поиск Самодеятельное искусство Самодеятельное искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самодеятельное искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самодеятельное искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа