Татарская автономная Советская Социалистическая республика

141

        Татария. В составе РСФСР. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, по среднему течению Волги. К древнейшим произведениям искусства на территории Татарии относятся неолитические и энеолитические каменные фигурки животных и людей, орнаментированные сосуды и металлические украшения эпохи бронзы. В X-XIII вв. Территория Татарии входила в состав Волжско-Камской Болгарии. Города волжских болгар X-XIII вв. (Сувар, Болгар, Биляр и др.) были обнесены деревянными стенами, застроены деревянными и глинобитными жилыми домами. Сохранились руины немногочисленных каменных построек. В 1177 была основана болгарская крепость Казань. С середины XIII в. Сооружались украшенные росписями, цветной керамикой, резьбой по камню и штукатурке дворцы, мечети (так называемая Чёрная палата в Болгаре), мавзолеи и другие постройки, стилистически связанные с архитектурой Средней Азии, каменные крепости.

После присоединения в XVI в. Казанского ханства к России архитектура Татарии развивалась в основном в русле русского зодчества (Казанский кремль, основное строительство - XVI в.). В XVIII в. Распространяются отдельные влияния барокко, в архитектуре XIX в. Преобладает классицизм (Казанский университет, 1825-30-е гг., архитекторы П. Г. Пятницкий, М. П. Коринфский). На рубеже XIX-XX вв. Строятся здания в духе стиля "модерн" и неоклассицизма. Для народного зодчества казанских татар типичны деревянные срубные дома со своеобразной раскраской (в виде горизонтальных полос двух цветов) и многочисленными декоративными деталями (колонки, украшенные росписью ниши и пр.). Распространённые виды народного искусства - изготовление серебряных украшений (в техниках гравировки, чеканки, зерни и чаще всего скани) с крупными поделочными камнями, золотое шитьё, многоцветная вышивка, аппликация по ткани, коже, войлоку.

С вырезанными на камне изречениями из Корана (так называемые шамайли) и первыми печатными книгами (конец XVIII - начало XIX вв.) был связан расцвет искусства каллиграфии. Профессиональное изобразительное искусство в XIX в. Представлено творчеством русских художников, живших в Казани (Л. Д. Крюков, В. С. Турин и др.). В 1895 была открыта Казанская художественная школа, где в первые десятилетия XX в. Преподавали П. П. Беньков, Н. И. Фешин. В 1900-х гг. Появляются татарские графики-иллюстраторы.        После Октябрьской революции 1917 в Татарии разворачивается широкое гражданское и промышленное строительство, реконструируются старые и создаются новые города и посёлки (Нижнекамск, Шапши и др.). В зодчестве 20-30-х гг. Распространяется конструктивизм (Дом печати в Казани, 1933-37, архитектор С.

С. Пэн). Со второй половины 30-х гг. Чаще используются классицистические архитектурные формы и декоративные приёмы татарского народного искусства (Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля, 1933-56, архитекторы Н. А. Скворцов, И. Г. Гайнутдинов). Для архитектуры второй половины 50-х - начала 80-х гг. Характерен переход к более рациональным и лаконичным объёмно- пространственным решениям (Речной вокзал, 1962, архитектор Гайнутдинов, и цирк, 1967, архитектор Г. М. Пичуев, в Казани), к индустриальным методам массового жилищного строительства (застройка города Брежнев, архитектор Б. Р. Рубаненко, Е. И. Кутырев и др.).        После создания в Казани (в 1923) филиала АХРР, во главе которого стояли художники- реалисты Беньков, П.

А. Радимов и др., интенсивно формируются национальные кадры художников (Б. И. Урманче, С. С. Ахун, Н. К. Валиуллин, Ф. Ш. Тагиров и др.). В 30-х гг. И в период Великой Отечественной войны 1941-45 работали В. К. Тимофеев, К. Е. Максимов, Г. В. Житков, Н. М. Сокольский, Г. А. Рахманкулова, М. В. Васильева. Большое распространение получил агитплакат (И. Е. Бобровицкий, Э. Б. Гельмс). В 50-80-х гг. Плодотворно развиваются историко- революционный и бытовой жанры (И. В. Рафиков, Г. А. Рахманкулова, Л. А. Фаттахов, И. М. Халилуллов, Х. А. Якупов, И. К. Зарипов и др.), портрет (В. И. Куделькин, С. А. Ротницкий), пейзаж (Н. Д. Кузнецов, С. О. Лывин, К. Е. Максимов, М. У. Усманов). В скульптуре выделяются острохарактерные портреты, созданные Урманче, монументальные произведения В. М. Маликова, жанровые и сказочные образы Н.

И. Адылова, Г. А. Зяблицева, Р. X. Нигматуллиной. В области станковой и книжной графики работают Е. В. Киселёва, И. К. Колмогорцева, Л. А. Потягунин и др.        В 1938 организовано Татарское отделение СА СССР (с 1983 - Татарская организация СА РСФСР), В 1939 основан Союз советских художников Татарской АССР (с 1968 - СХ Татарской АССР)..

Значения в других словарях
Тассилин-Аджер

        плато в Африке, в Алжирской Сахаре. В Тассилин-Аджер открыт крупный комплекс древних наскальных изображений. Десятки тысяч разновременных живописных фрагментов - от примитивных рисунков, изображающих слонов, жирафов, бегемотов (около 6-5-е тысячелетие до н. Э.), и многофигурных сцен охоты, войны, перегона стад (4-е тысячелетие до н. Э.) до схематических фигурок верблюдов (первые вв. Н. Э.).. ..

Татаринова Елена Алексеевна

        (р. 1897), советский скульптор. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1967). Училась в петроградском АХ-Вхутеине (1921-26) у А. Т. Матвеева. В Душанбе с 1940. Монументалист (скульптурное оформление библиотеки Таджикской ССР имени Фирдоуси в Душанбе, и др.), автор ряда станковых портретов ("Нигмат Карабаев", гипс, 1944, МИНВ). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Татев

        средневековый армянский монастырь-крепость в исторической области Сюник (Зангезур) (ныне Горисский район Армянской ССР). В IX в. Стал резиденцией сюникского митрополита. Расположенный над глубоким ущельем гармонии, архитектурный комплекс включает церкви Григория (типа сводчатого зала. 836-848), Погоса и Петроса (типа крестово-купольного зала с приделами в 4 углах и росписями. X в.), надвратную церковь Аствацацин (типа купольного зала. XI в.), крепостные стены, жилые и хозяйственные постр..

Татевосян Егише Мартиросович

        (1870-1936), советский живописец. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1935). Окончил МУЖВЗ (1894). Испытал влияние В. Д. Поленова и Е. Д. Поленовой, отчасти импрессионизма. Участвовал в выставках Союза русских художников и "Мира искусства". Автор портретов ("Р. Суренянц", 1891, Картинная галерея Армении, Ереван), пейзажей, картин на темы жизни и драматической истории армянского народа.Литература. Р. Г. Дрампян, Е. Татевосян, М., 1957. (Источник. «Популярная художественная энцикло..

Дополнительный поиск Татарская автономная Советская Социалистическая республика Татарская автономная Советская Социалистическая республика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Татарская автономная Советская Социалистическая республика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Татарская автономная Советская Социалистическая республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 58 символа