Татлин

146

Владимир Ефграфович (1885, Москва – 1953, там же), русский живописец, график, художник театра, дизайнер. Один из лидеров русского авангарда, основоположник конструктивизма. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902—03), Пензенском художественном училище (1905—10), посещал занятия в московских студиях И. И. Машкова и др. (1900-е гг.). Член художественных объединений «Ослиный хвост» (1912), Союз молодежи (1913), Левый фронт искусств (с 1922 г.) и др. В ранних работах заметно влияние импрессионизма. После знакомства с М. Ф. Ларионовым (1908 или 1909) в творчестве Татлина возникает тема быта одесских матросов, рыбаков, торговцев. В полотнах «Матрос», «Продавец рыб» (оба – 1911) художник использует локальный цвет, дугообразные линии, обобщает детали.

В 1910-е гг. Татлин часто пишет картины темперой, сопоставляет фигуры разных масштабов – данный приём напоминает композиции житийных икон. На формирование собственной живописной системы В. Е. Татлина оказали влияние опыт современных европейских (П. Сезанн, А. Матисс, П. Пикассо) и русских мастеров, а также традиции древнерусского искусства (фреска, икона). «Натурщица» (1913) – одна из программных работ художника. Татлина не интересует сюжет, для него важны расположение цветовых плоскостей, структура движения света и линий. Краска воспринимается скорее не как цвет, а как пластический материал. Следующий этап в творчестве мастера – непосредственная работа с материалом (деревом, железом и др.). После посещения мастерской П.

Пикассо (1914) он представляет на выставке «материальные подборы» («контррельефы»). В «Контррельефе» (1916) абстрактные геометрические формы выходят в реальное пространство, «отрываясь» от плоскости. Опыт работы с контррельефами, объединявшими особенности разных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, элементов технического изобретательства), позволили Татлину обратиться к архитектуре (проект памятника Третьему интернационалу, 1920), дизайну, сценографии (спектакль «Зангези» по поэме В. Хлебникова, 1923). В основе композиции памятника Третьему интернационалу – устремлённая вверх по диагонали спираль. Внутри сооружения расположены основные объёмы – куб, цилиндр, полусфера, которые, по замыслу художника, могли вращаться.

В 1920-е гг. Татлину были близки идеи «производственного искусства». Он создаёт модели одежды, фарфоровой посуды, мебели. Вместе со студентами Вхутеина изготавливает три экземпляра летательного аппарата – «Летатлина» (1929—32), который должен был приводиться в движение мускульной силой человека. Конструкция аппарата была основана на изучении строения птичьих крыльев. В 1920-е гг. Татлин выдвигает идею «материальной культуры», утверждая, что в технических формах следует воплощать структуру биологического организма. В 1930-е гг. Художник работает в основном в области театрально-декорационного искусства, возвращается к станковой живописи. Творчество В. Е. Татлина оказало значительное влияние на современное искусство, став «классикой» русского авангарда.(Источник.

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Татевосян Егише Мартиросович

        (1870-1936), советский живописец. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1935). Окончил МУЖВЗ (1894). Испытал влияние В. Д. Поленова и Е. Д. Поленовой, отчасти импрессионизма. Участвовал в выставках Союза русских художников и "Мира искусства". Автор портретов ("Р. Суренянц", 1891, Картинная галерея Армении, Ереван), пейзажей, картин на темы жизни и драматической истории армянского народа.Литература. Р. Г. Дрампян, Е. Татевосян, М., 1957. (Источник. «Популярная художественная энцикло..

Татевосян Оганес Карапетович

        Тетевосьян (1889-1974), советский живописец. Народный художник Узбекской ССР (1944). Учился в МУЖВЗ (1910-17) у К. А. Коровина, в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921-27). Работал в Ташкенте (1917-66), Москве (1966-74). Творчество Татевосяна сыграло значительную роль в формировании изобразительного искусства Узбекской ССР. Автор тонких тематических картин ("Дынный базар", 1929, МИНВ. "Дорога в сады", 1928, "Весна", 1961, - обе в Музее искусств Узбекской ССР, Ташкент). (Источник. «Популярн..

Татлин Владимир Евграфович

        (1885-1953), советский художник-конструктор, живописец, график, театральный художник. Учился в МУЖВЗ (1902-03 и 1909-10) у В. А. Серова и К. А. Коровина и в Пензенском художественном училище (1904-09). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1918-21, 1927-30), в петроградском АХ-Вхутеине (1921-35), Киевском художественном институте (1925-27). Член объединений "Мир искусства", "Бубновый валет" (до 1913), "Союз молодёжи" (с 1913). Первоначально был близок к кубизму и футуризму ("Натурщ..

Таулов Фритс

        (Thaulow) (1847-1906), норвежский живописец и график, писатель по вопросам искусства. Учился в АХ в Копенгагене (1870-72), в Карлсруэ (1872-75) и Париже (конец 70-х гг.). Испытал воздействие французского импрессионизма. Вместе с Э. Вереншёллем и К. Крогом возглавил движение за национальную самобытность норвежского искусства. Писал городские и сельские пейзажи, тонко запечатлевая эффекты освещения, стынущие реки, ясное зимнее небо ("Ночь", ГЭ).. ..

Дополнительный поиск Татлин Татлин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Татлин" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Татлин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа