Фаворский

183

Владимир Андреевич (1886, Москва – 1964, там же), русский график и живописец, теоретик искусства. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903—05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—07). Занимался искусствоведением в Мюнхенском (1907—06) и Московском (1907—13) университетах. Член художественного объединения «Четыре искусства» (1924—28). Известен прежде всего как мастер книжной иллюстрации в технике ксилографии («Фамарь» А. П. Глобы, 1923. Библейская «Книга Руфь», 1925. «Новая жизнь» Данте, 1934. «Рассказы» Б. А. Пильняка, 1932, и др.). Разработал стройную теорию оформления книги, согласно которой книга является «инструментом для чтения», целостным организмом.

Все её элементы (начертание шрифта, формат, композиция страницы, стиль иллюстраций) должны быть подчинены задаче выявления основной идеи автора и представлять собой художественное целое. В иллюстрациях Фаворского нет подробного рассказа, но воссоздаётся сам «дух» литературного произведения, преобладает эпическое начало. Лаконичный стиль мастера, сохраняющий цельность плоскости листа, отличается выразительностью линий и плотной чёрной штриховкой. С сер. 1930-х гг. Фаворский часто использовал белый штрих, активнее передающий светотень. В 1940-е гг. Его произведения обретают черты классичности («Сонеты» У. Шекспира, 1948. Стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака, 1950. «Слово о полку Игореве», 1953. «Борис Годунов», 1956, и «Маленькие трагедии», 1961, А. С. Пушкина).

Фаворский создавал также станковые гравюры, среди которых преобладают романтические исторические портреты («Ф. М. Достоевский», 1929. «Пушкин-лицеист», 1935. Серия «Великие русские полководцы», 1945—47). С 1942 г. Обращался, наряду с ксилографией, к технике линогравюры, выявляя её декоративные и публицистические возможности («За мир», 1959). Работал в области монументальной живописи (работы не сохранились) и для театра. Фаворский проявил себя как выдающийся педагог. Преподавал во Вхутемасе – Вхутеине (1920—30), где в 1923—25 гг. Был ректором. В Полиграфическом институте (1930—34), Институте изобразительных искусств (1934—38), Институте прикладного и декоративного искусства (1942—48) в Москве. Его учениками были А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов.

Творчество Фаворского оказало значительное влияние на русское искусство советского периода, в особенности на графиков и художников «сурового стиля». Теоретические труды Фаворского остаются актуальными и в наши дни.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Уэст Бенджамин

        (West) (1738-1820), американский живописец, акварелист и рисовальщик. Представитель классицизма. В 1760-63 жил в Италии, с 1763 постоянно работал в Лондоне (с 1792 президент Королевской АХ). Репрезентативные портреты Уэста нередко отмечены чертами реалистической правдивости образов ("Полковник город Джонсон", около 1775-76, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В композициях на темы истории США, отличающихся чертами академизма, стремился к исторической точности в передаче обстановк..

Фабрициус Карел

        (Fabritius) (собственно Карел Питерс) (1622-1654), голландский живописец. Учился в Амстердаме у Рембрандта (1641-43). Усвоив творческий метод Рембрандта более глубоко, чем другие его ученики, он вместе с тем сохранил самостоятельность. От живописной манеры, близкой Рембрандту, Фабрициус перешёл к более светлой и холодной красочной гамме и своеобразному контрастному выделению тёмной фигуры на светлом фоне, полном воздуха и тонкой светотеневой игры. Фабрициус создавал смелые, тонкие по пси..

Фаворский Владимир Андреевич

        (1886-1964), советский график и живописец. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907-13). Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30) Полиграфи- ческого института (1930-34), Института изобразительных искусств (1934-38), Института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Член общества "Четыре искусства" (1..

Файюмские портреты

        фаюмские портреты, заупокойные живописные портреты в Древнем Египте. Названы по месту первой крупной находки в 1887 в оазисе Файюм. Расцвет - в середине I-III вв. Писались в технике восковой живописи на доске (ранние Файюмские портреты - иногда на холсте), вставлялись затем в бинты мумии на месте лица (иногда первоначально помещались в домах, вставлялись в мумии после смерти портретируемых). Файюмские портреты сменили древнеегипетские заупокойные маски в греко-египетской среде под римски..

Дополнительный поиск Фаворский Фаворский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фаворский" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фаворский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 9 символа