Фаворский Владимир Андреевич

184

        (1886-1964), советский график и живописец. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907-13). Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920-30) Полиграфи- ческого института (1930-34), Института изобразительных искусств (1934-38), Института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Член общества "Четыре искусства" (1924-28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии. Обращаясь главным образом к книжной иллюстрации, Фаворский разработал стройную теорию оформления книги, которую понимал как целостный организм, единство функционального ("инструмент для чтения") и эстетического начал.

Для иллюстраций Фаворского периода 1910-х - середины 30-х гг. Характерны подчёркнутая пластичность, использование чёрного, почти осязаемого штриха ("Фамарь" А. Глобы, издание 1923), разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературного произведения (эпический строй иллюстраций "Книги Руфь", издание 1925. Иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык графики в "Домике в Коломне" А. С. Пушкина, издание 1929. Символичность скульптурно завершённых форм в "Новой жизни" Данте, издание 1934). С середины 30-х гг. Фаворский чаще пользуется белым штрихом, более действенно передающим свет и движение. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начала (оформление "Сонетов" У.

Шекспира, издание 1948, сборник "Роберт Бернс в переводах С. Я. Маршака", издание 1950, иллюстрации к "Слову о полку Игореве", издание 1953, "Борису Годунову", издание 1956, и "Маленьким трагедиям", издание 1961, А. С. Пушкина. За все - Ленинская премия, 1962). Фаворский создавал также станковые ксилографии ("Октябрь 1917", 1928), портреты ("Пушкин-лицеист", 1935. Серия "Великие русские полководцы", 1945-47), выработал особый стиль строгого и пластически ясного карандашного рисунка (серия "двойных портретов", 1938-61), с 1942 обращался и к линогравюре (серия "Самарканд", 1942-44). В области монументального искусства Фаворский добивался синтеза архитектуры и живописи (росписи Дома моделей в Москве, сграффито, 1935, не сохранились), в театральных работах - сочетания конструктивной организации сценического пространства с яркой условностью и тонкой живописностью ("Двенадцатая ночь" У.

Шекспира, МХАТ-2, 1934). Творчество Фаворского оказало большое влияние на советское искусство, особенно на графику..

Значения в других словарях
Фабрициус Карел

        (Fabritius) (собственно Карел Питерс) (1622-1654), голландский живописец. Учился в Амстердаме у Рембрандта (1641-43). Усвоив творческий метод Рембрандта более глубоко, чем другие его ученики, он вместе с тем сохранил самостоятельность. От живописной манеры, близкой Рембрандту, Фабрициус перешёл к более светлой и холодной красочной гамме и своеобразному контрастному выделению тёмной фигуры на светлом фоне, полном воздуха и тонкой светотеневой игры. Фабрициус создавал смелые, тонкие по пси..

Фаворский

Владимир Андреевич (1886, Москва – 1964, там же), русский график и живописец, теоретик искусства. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903—05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—07). Занимался искусствоведением в Мюнхенском (1907—06) и Московском (1907—13) университетах. Член художественного объединения «Четыре искусства» (1924—28). Известен прежде всего как мастер книжной иллюстрации в технике ксилографии («Фамарь» А. П. Глобы..

Файюмские портреты

        фаюмские портреты, заупокойные живописные портреты в Древнем Египте. Названы по месту первой крупной находки в 1887 в оазисе Файюм. Расцвет - в середине I-III вв. Писались в технике восковой живописи на доске (ранние Файюмские портреты - иногда на холсте), вставлялись затем в бинты мумии на месте лица (иногда первоначально помещались в домах, вставлялись в мумии после смерти портретируемых). Файюмские портреты сменили древнеегипетские заупокойные маски в греко-египетской среде под римски..

Фактура

        (от лат. Factura - обработка, строение), характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи - характер красочного слоя. Например, "открытая" фактура (широкий мазок, неровный слой краски) или "скрытая" гладкая фактура. В скульптуре и декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т. Д. Поверхность статуи, рельефа, сосуда и др. Эффекты фактуры являются одним из признаков, наиболее непосредственно выявляющих личный творческий почерк того или иного ма..

Дополнительный поиск Фаворский Владимир Андреевич Фаворский Владимир Андреевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фаворский Владимир Андреевич" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фаворский Владимир Андреевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 28 символа