Федотов Павел Андреевич

167

        (1815-1852), русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг.) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846. "Разборчивая невеста", 1847. "Сватовство майора", 1848, - все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей.

Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Е. Г. Флуг", около 1850, "Н. П. Жданович", 1849 - оба в ГРМ). В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания. В конце 40-х гг. К Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью.

Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!", 1851-52, - оба произведения в ГТГ. "Игроки", 1852, Киевский музей русского искусства). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в..

Значения в других словарях
Федоскинская миниатюра

        вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях, главным образом из папье-маше (шкатулки, табакерки и прочее). Производство основано в 1798 П. И. Коробовым (в селе Данилково Московской губернии, позднее слившемся с соседним селом Федоскино, ныне Мытищинского района Московской области), в конце XIX в. Перешло к П. В. Лукутину. "Лукутинские" мастера создали оригинальную школу миниатюры, отличающуюся тонкостью рисунка, красочной декоративностью. Характерны приёмы письма маслом..

Федотов

Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Санкт-Петербург), русский живописец и рисовальщик, один из основоположников русской бытовой живописи. Родился в семье бывшего суворовского солдата, получившего за свои заслуги дворянство. Окончив с отличием Первый московский кадетский корпус (1833), был направлен в Санкт-Петербург для службы в лейб-гвардии Финляндском полку. Творческая одарённость Федотова проявилась ещё в ученические времена. Он увлечённо зарисовывал своих сверстников, создавая шаржи и пор..

Фейербах Ансельм

        (Feuerbach) (1829-1880), немецкий живописец. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1845-48), Мюнхене (1848-50) и Париже (1851-54). С 1855 жил в основном в Италии. Разделяя философско-эстетические установки неоидеализма, стремился к возрождению монументального искусства. Создавал огромные полотна главным образом на темы античных мифов, отмеченные величавой идеальностью и одновременно жизненной весомостью образов, плавной ритмикой форм, декоративизмом тональной цветовой гаммы ("Медея", 1870, Новая п..

Фейт Ян

        (Fyt, Fijt) (1611-1661). Фламандский живописец. Сложился как художник, работая в мастерской Ф. Снейдерса. Писал главным образом натюрморты (битая дичь, цветы, плоды) и картины с изображениями животных. Произведения Фейта отличаются декоративной эффектностью композиции, тонкостью передачи шелковистого оперения птиц, фактуры плодов, цветов, шерсти животных и т. П., изысканностью серебристого, богатого тональными переходами колорита ("Фрукты и попугай", 1645, ГЭ. "Битые птицы", Картинная га..

Дополнительный поиск Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Федотов Павел Андреевич" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Федотов Павел Андреевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 23 символа