Халс

146

(hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен – 1666, Харлем), голландский живописец. Сын ткача. Учился в Харлемской академии у художника и теоретика искусства К. Ван Мандера (1600—03). В 1610 г. Вступил в гильдию Св. Луки. Прославился прежде всего как портретист. В портретной живописи Халса предстаёт образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из низов, сумевшие добиться высокого положения в обществе и благосостояния собственными усилиями. В групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616) ощутим дух героизма, боевого товарищества, нет главных и второстепенных персонажей.

Герои этого и других групповых портретов полны бодрости и энергии, ведут себя раскованно и свободно, в отличие от аристократов, скованных этикетом.Ф. Халс. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». 1616 г. Музей Ф. Халса. Харлем  Ф. Халс. «Малле Баббе». 1629 г. Государственные музеи. Берлин  Ф. Халс. «Цыганка». Ок. 1630 г. Лувр. Париж  Ф. Халс. «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Ок. 1626 г. Государственный музей. Вадуц   Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. В сер. 1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы. Персонажи его групповых, семейных, индивидуальных портретов не принадлежат к числу избранных, в их лицах нет особой красоты, в поступках – значительности, в костюмах – роскоши.

Они ценят простые радости жизни. Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолётное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства. Его живопись поражает разнообразием приёмов. Наряду с заказными портретами художник часто писал людей из низов общества. Эта тема была характерна для голландских караваджистов, но Халс дал ей свою интерпретацию. Он создавал портреты-типы, нечто среднее между портретом и жанровой композицией. Некоторые из них имеют аллегорический смысл, изображая человеческие слабости и пороки, но независимо от этого отличаются полнокровной жизненностью («Цыганка», ок. 1630 г. «Малле Баббе», 1629). Сова на плече Малле Баббе, содержательницы матросского притона, придаёт зловещий вид «харлемской ведьме», извергающей на зрителя поток брани.

Она и другие герои портретов-типов (солдаты, пьяницы) вовсе не взывают к нашему состраданию, как аналогичные персонажи картин русских передвижников. Они сами умеют за себя постоять. Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин. Они всегда обращены прямо к зрителю, стараются привлечь его внимание, улыбаются, глядя на нас, подмигивают, протягивают пивную кружку, устанавливая дружескую доверительную связь и словно призывая разделить их веселье. Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины. Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали. Свободная, эскизная манера письма, необычная для его времени, артистизм и разнообразие приёмов Халса предвосхищают искусство второй пол.

19 в. Некоторые детали художник тщательно прописывал, другие лишь намечал. Его крупные, темпераментные мазки то густо покрывали холст, то ложились так жидко, что сквозь краску просвечивал грунт. Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам. Скорее всего, художник обходился без них. Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов. В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков чёрного цвета. В кон. 1630-х – нач. 1640-х гг. Характер портретов Халса изменился. В жизненном укладе Голландии постепенно исчезали те основы, которые породили оптимистический настрой его творчества. Были забыты идеалы нидерландской революции. Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы.

Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. 1626 г.). Позднее он испытал горькое разочарование в жизни, отмечая сходные переживания и у своих моделей. Тот же В. Ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. 1638 г.) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя. В поздние годы Халс изображает людей сломленных, разочарованных, усталых и грустных, иногда злобных и жалких. Изменяется колорит, построенный на оттенках чёрных и серых тонов. Портреты 1650—60-х гг. Почти монохромны. Кажется, что художник использует тончайшие градации всего трёх красок. Чёрной, белой и тёмно-зелёной. Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность.

Герой «Мужского портрета» (до 1660 г.) откровенно выказывает своё пренебрежение по отношению к окружающим. Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору. С двух последних жутковатых групповых портретов, изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица. Учениками или последователями Халса, испытавшими его влияние, были А. Браувер, братья А. И И. Остаде, Я. Стен и др. Мастера.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Халеб

        Алеппо, город в Северной Сирии. Основан в глубокой древности (во 2-м тысячелетии до н. Э. Центр государствава Ямхад), вновь основанный Селевком I Никатором (конец IV в. До н. Э., Беройя), с 637 арабский город От античного времени прослеживаются регулярная планировка и следы оборонительных стен, заново отстроенных в средние века (1390 - начало XVI в. Фрагменты стен и ворот). Старый Халеб единственный на Ближнем Востоке полностью сохранил ансамбль средневекового города, над которым господс..

Халонен Пекка

        (Halonen) (1865-1933), финский живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Гельсингфорсе (1886-90), в Париже в академии Жюлиана (1891-92) и у П. Гогена (в 1894) и в Италии. Испытал влияние символизма. Автор монументально-эпических полотен на темы народной жизни ("Сплавщики леса", 1893, "Еда", 1899, - оба в Атенеуме, Хельсинки).Литература. Выставка произведений финских художников Галленна-Каллелы и П. Халонена. (Каталог, Л., 1969). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ..

Халс Франс

        Гальс (Hals) (родился между 1581-1585 - умер 1666), голландский живописец. Портретист. В творчестве Халса воплотились жизнерадостность и демократизм, свойственные голландскому искусству в годы его подъёма, наступившие после победы в стране буржуазной революции. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Учился у К. Ван Мандера. Ранней манере художника ("Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия", 1616, Музей Ф. Халса, Харлем) свойственны чёткая моделировка форм с пом..

Халчаян

        городище середины 1-го тысячелетия до н. Э. - III в. Н. Э. На юге Узбекской ССР, на территории Бактрии. Раскопки 1959-63. Остатки цитадели, регулярной поквартальной застройки, жилых домов, дворца первых кушан (I в. До н. Э. - I в. Н. Э. Глиняная с окраской скульптура, настенная живопись - дворцовые и батальные сцены, изображения праздничной процессии, портреты правителей) дают представление о крупном бактрийском городе с развитой градостроительной и художественной культурой.Литература. Г..

Дополнительный поиск Халс Халс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Халс" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Халс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 4 символа