Шехтель

214

Фёдор Осипович (1859, Санкт-Петербург, – 1926, Москва), русский архитектор, представитель стиля модерн. Сын инженера. Мать Шехтеля была в родстве с известным купеческим родом Жегиных, работала экономкой у П. М. Третьякова. Шехтель учился в католической гимназии в Тирасполе. Его архитектурное образование не было систематическим. В течение года занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем был помощником архитекторов А. С. Каминского и К. В. Терского. С кон. 1870-х гг. Начал работать самостоятельно. С Шехтелем сотрудничали художники К. А. Коровин, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Конёнков.Ф. О. Шехтель. Особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. 1893—98 гг. Москва   Творчество скульптора чрезвычайно разнообразно.

В своих проектах он использовал мотивы, заимствованные из архитектуры Древней Руси, готики, народов Севера и т. д. Но всякий раз зодчий подчинял их определённой стилеобразующей системе, характерной для стиля модерн, что проявлялось в любви к плавно изгибающимся линиям и подчёркнутой декоративности отделки зданий, в органической связи внутренней планировки и фасадов. Шехтель обращался не только к исторической и национальной тематике в архитектуре, но и к природным формам. Многие его архитектурные и декоративные композиции погружают в атмосферу романтики и сказочности. Здание Ярославского вокзала (1902—04. См. Илл. На с. 338) словно сошло с театральных декораций к спектаклям того времени. Живописный, причудливый силуэт здания завершён шатрами и крышами с крутыми скатами.

Мастер смело сочетает в своём произведении старое и новое. Огромные застеклённые окна, широкие арочные проёмы. Для отделки использованы применявшиеся в то время майоликовые плитки, напоминающие о древнерусских изразцах. Из плиток составлены большие декоративные панно, акцентирующие гладь стен, их колористическое решение построено на сочетаниях холодноватых, приглушённых тонов. Среди изображений – огромные лесные ягоды, северные животные и растения.Ф. О. Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице. Фасад и лестница в вестибюле. 1900 г. Москва   Шехтель – автор ряда особняков, построенных по заказам богатых русских купцов и промышленников. В оформлении особняка З. Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве (1893—98) использованы элементы из готической и мавританской архитектуры.

В оформлении интерьеров участвовал М. А. Врубель (живописные панно, витраж «Рыцарь»). Архитектурные формы и декоративные детали московского особняка С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице (1900) создают образ подводного царства. Изображение бегущей волны многократно повторяется в решётках ограды, в обрамлениях балконов и в знаменитой лестнице. В её мраморных перилах камень словно утрачивает неподвижность и твёрдость и стремительным потоком катится навстречу входящему, а наверху «колышется» лампа-медуза. В лепных узорах на внешних и внутренних стенах можно встретить мотивы волны, улитки, колеблющихся в воде стеблей, крыльев стрекозы и т. д.Ф. О. Шехтель. Особняк А. И. Дерожинской в Штатском (ныне Кропоткинском) переулке.

Фасад и фонарь парадной лестницы. 1902 г. Москва   Другие грани стиля модерн проявились в зданиях типографии «Утро России» на Страстном бульваре, торговом доме М. С. Кузнецова на Мясницкой. Их более строгие формы стали предвестниками стиля конструктивизм. Ритмически чёткое расположение окон и простой, строгий рисунок их переплётов, простота отделки соответствовали деловому назначению здания. Архитектор перестроил здание бывшего театра Лианозова для Московского художественного театра (1902), сделав основным мотивом декора силуэт чайки. Шехтель работал в основном в Москве, но строил также в Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде. По его проекту построен Русский павильон на Международной выставке в Глазго (1901), в котором было творчески переработано наследие древнерусской архитектуры.

Шехтель увлекался декоративной и театрально-декорационной живописью, делал эскизы афиш и книжных обложек, предметов декоративно-прикладного искусства. Он был председателем Московского архитектурного общества (1906—22), преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1896–1926), участвовал в создании ГМИИ им. А. С. Пушкина.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Шервуд Владимир Осипович

        (1833-1897), русский архитектор, скульптор, живописец. Учился в МУЖВЗ. Наиболее известные произведения Шервуда в духе эклектизма - здание Исторического музея (1875-81, инженер А. А. Семёнов), храм-памятник "Героям Плевны" (чугун, открыт в 1887), в которых использованы элементы русского зодчества XVI-XVII вв., памятник Н. И. Пирогову (бронза, гранит, открыт в 1897) - все в Москве. Работал также в области живописного портрета, пейзажа. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» П..

Шервуд Леонид Владимирович

        (1871-1954), советский скульптор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Сын В. О. Шервуда. Учился в МУЖВЗ (1886-91), петербургской АХ (1893-98), в Париже (1899-1900) в академии Жюлиана, у О. Родена и Э. А. Бурделя. Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник А. Н. Радищеву в Петрограде, гипс, 1918, не сохранился). В своём творчестве эволюционировал от живописно-импрессионистической манеры (надгробие Г. И. Успенского на Волковом кладбище в Ленингра..

Шехтель Фёдор (Франц) Осипович

        (1859-1926), русский советский архитектор. В 1876-77 посещал МУЖВЗ, в 1880 работал помощником архитектора А. С. Каминского. Преподавал в СВХПУ (1898-1926). Председатель МАО (1906-22). Работал в Москве. В 1900-х гг. Видный представитель раннего ("живописного") стиля "модерн". Особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской улице (ныне улица Качалова, дом 6/2. 1900), Ярославский вокзал (1903-04), перепланировка и внутренняя отделка Художественного театра (ныне МХАТ. 1902). В дальнейшем постр..

Шешяльгис Казис Казё

        (р. 1915), советский архитектор. Народный архитектор Литовской ССР (1982), доктор архитектуры (1967). Учился на строительном факультете университета в Каунасе (1936-43). Преподаватель Политехнического института в Каунасе (1951-71), Инженерно-строительного института в Вильнюсе (с 1971). Среди работ. Генеральный план Паневежиса (1947-53) и Кедайняя (1962), проекты реконструкции старой части Вильнюса (1958) и Каунаса (1962), реконструкция площади Ю. Янониса и памятник В. И. Ленину в Каунасе..

Дополнительный поиск Шехтель Шехтель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шехтель" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шехтель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа