Щедрин

233

1. Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто, Италия), русский живописец. Пейзажист. Представитель романтизма. Сын известного скульптора и ректора Петербургской академии художеств Ф. Ф. Щедрина. Учился у своего отца, затем в АХ в классе пейзажа (1800—11). Закончил Академию с Большой золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. Война с Наполеоном задержала его выезд за границу, лишь в 1818 г. Художник отправился в Италию. Там вырабатывается особая творческая манера Щедрина, он начинает овладевать законами пленэра, открывая пути художникам будущих поколений. В отличие от мастеров прошлого, Щедрин уделял особое внимание живописным этюдам с натуры, не ограничиваясь карандашными набросками.

Сильв. Ф. Щедрин. «Новый Рим. Замок Св. Ангела». Вариант. 1824 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва Сильв. Ф. Щедрин. «Озеро Альбано в окрестностях Рима». 1825 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург Сильв. Ф. Щедрин. «В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре». 1828 г. Щедрин создал романтический образ Италии, которая предстаёт в его произведениях как земной Рай, страна роскошной цветущей природы, населённая счастливыми, живущими в гармонии с ней людьми. Картина «Новый Рим. Замок Св. Ангела» (1824) стала одним из первых больших полотен, написанных Щедриным за границей. Художник-романтик увидел древний город по-новому. Знаменитые памятники прошлого – собор Св. Петра и замок Св. Ангела отнесены на дальний план композиции.

Они интересуют художника не как воплощение величия Рима, а как участники и свидетели жизни современного города. По словам одного из современников, «произведение сие так понравилось в Риме, что многие хотели иметь его. Художник должен был повторить этот вид восемь раз, но, любя художество и природу, не захотел быть копиистом собственной работы. Всякий раз он изменял воздух и тон картины». С 1825 г. Щедрин постоянно жил в Неаполе. Гроты и гавани Сорренто, остров Капри, вулкан Везувий стали его любимыми темами. В пейзаже «Берег в Сорренто с видом на остров Капри» (1826) изображён скалистый берег моря. Волны тихо плещутся о камни. В природе разлита гармония, она полна великолепной зрелой красотой. Даже самое простое в ней кажется возвышенным, вызывает удивление и восторг художника.

«Веранда, обвитая виноградом» (1828) написана в зрелый период творчества мастера, когда он, освоив тонкую гамму холодных и светлых тонов, вновь возвращается к ярким и сильным краскам. В поздних работах Щедрина усиливается тревожное, взволнованное настроение. В картине «Лунная ночь в Неаполе» (1828) нет и следа счастливой безмятежности, царящей в ранних и зрелых пейзажах. Художник прибегает к подчёркнуто романтическим эффектам света, сопоставляя в ночном пейзаже холодное сияние луны и горячие отблески костра. Щедрин до конца своей жизни оставался в Италии. Он похоронен в Сорренто. 2. Феодосий Фёдорович (1751, Санкт-Петербург – 1825, там же), русский скульптор. Отец пейзажиста Сильв. Ф. Щедрина. В 1764—73 гг. Учился в Петербургской академии художеств у Н. Ф. Жилле.

В 1773 г. Был отправлен для совершенствования мастерства в Италию, затем в 1775 г. В Париж, где занимался в мастерской Г. Аллегрена (до 1784 г.). В Париже были исполнены статуи «Марсий» (1776) и «Спящий Эндимион» (1779). Образ сатира Марсия драматизирован и стилистически близок барокко. «Спящий Эндимион» отличается более спокойной моделировкой и плавными контурами, в нём ощутима изнеженность, характерная для рококо. В 1792 г. Скульптор создал статую «Венера», которая в кон. 18 в. Находилась в «Гроте» Царского Села. В этом станковом произведении Щедрин наиболее близок классицизму. В нач. 19 в. Начинается новый этап в творчестве Щедрина, связанный с созданием монументально-декоративной скульптуры. Для Большого каскада фонтанов в Петергофе, в обновлении которого участвовали почти все ведущие скульпторы той эпохи, Щедрин выполнил статуи «Персей» (1800), «Нева» (1804) и две группы «Сирен» (1805).

В 1804—11 гг. Он принимал участие в декоративном оформлении Казанского собора в Санкт-Петербурге. В 1812—23 гг. Руководил скульптурным оформлением здания Адмиралтейства. Им созданы четыре статуи воинов, аллегорические фигуры месяцев, несколько статуй на колоннаде, маски в замко́вых камнях над окнами, а также две группы «Нимф, несущих небесную сферу», обрамляющих центральную арку, которые относятся к лучшим монументально-декоративным скульптурам зрелого классицизма. Щедрин работал также в жанрах портрета и надгробия. В АХ он руководил классом исторической скульптуры, а также обучал рубке в мраморе. Сын скульптора, Сильвестр, приобрёл известность как пейзажист.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред.

Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Шухмин Пётр Митрофанович

        (1894-1955), советский живописец и график. Учился в студии В. Н. Мешкова в Москве (1912) и в петербургской АХ (1912-16). Член- учредитель АХРР. Произведениям Шухмина на историко-революционные темы ("Проводник", 1923, "Приказ о наступлении", 1928, - оба в ЦМВС) присущи выразительность монумента- лизированной, ритмически организованной композиции, строгость колорита. Участник выпуска "Окон ТАСС" (Государственная премия СССР, 1942).Литература. С. Разумовская, П. Шухмин, Л., 1966. (Источник...

Шуша

        город, центр Шушинского района Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской ССР. Основан в середине XVIII в. Как крепость Карабахского ханства. Фрагменты крепостных стен, два замка (все - XVIII в.), многочисленные каменные жилые дома XVIII-XIX вв. С шебеке и росписями. Старинный центр ковроделия. Ткацкий цех Карабахского шёлкового комбината, фабрика по изготовлению восточных музыкальных инструментов. Музей истории Шуши.Литература. Э. В. Авалов, Архитектура города Шуши и проблемы сохранения его..

Щедрин Семён Фёдорович

        (1745-1804), русский живописец. Пейзажист. Брат Ф. Ф. Щедрина. Учился в петербургской АХ (1759-67). Преподаватель (с 1776), адъюнкт-ректор (с 1798), руководитель гравировально-ландшафтного класса (с 1799) там же. Пенсионер АХ в Германии, Голландии, Франции, Италии (1767-76). Пейзажи Щедрина, одного из родоначальников этого жанра в русском искусстве, сочетают декоративное и видовое начала, проникнуты тонким чувством красоты природы, интересом к облику конкретной местности ("Вид на Гатчинс..

Щедрин Сильвестр Феодосиевич

        (1791-1830), русский живописец. Пейзажист. Сын Ф. Ф. Щедрина, племянник Сем. Ф. Щедрина. Учился в петербургской АХ (1800-12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818). Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щедрин обращается к пристальному изучению натуры, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже ("Колизей", 1819, ГТГ). В серии видов "Новый Рим" (1823-25) запечатлевает вид города в целом с его современными и древними зданиями, ..

Дополнительный поиск Щедрин Щедрин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щедрин" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щедрин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 6 символа