Эгейское искусство

205

        или крито-микенское искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX-XII вв. До н. Э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады). Временами к ней тяготело искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и остров Кипр. Археологические открытия конца XIX-XX вв. Дали богатейший материал и показали, что художественная культура каждого из эгейских центров обладает своей спецификой. История эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Египта Древнего, Сирии, Финикии. По сравнению с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.

Расцвет эгейского искусства был подготовлен длительным развитием художественной культуры эгейского мира в 7 - начале 3-го тысячелетия н. Э. (неолит, халколит. Раскопки поселений Димини в Фессалии, Неа-Никомедии в Южной Македонии, Лерны в Пелопоннесе и др.). Своеобразная культура эпохи ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага Киклады (2600-2400 до н. Э. Посёлки Кастри на острове Сирое, Кинфос на острове Делос, Даскалейон на острове Керос. Посёлок близ Панорма на острове Наксос). Укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы - ящичные и круглые в плане, типа фолосов, каменные сосуды строго геометрических или мягко округлых, иногда зооморфных форм, лепная керамика - с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой по блестящей тёмной обмазке (в том числе "сковороды" со стилизованными изображениями корабля и рыбы).

Специфический вид изобразительного искусства Киклад - так называемые кикладские идолы - мраморные статуэтки (преимущественно женские, иногда изображения музыкантов) геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой. Для культуры Троады характерны поселения городского типа (Троя I-V, 3000-1800 до н. Э.) с развитой монументальной фортификацией, застройкой кварталами тесно стоящих домов, как правило, типа мегарона (Полиохни на острове Лемнос), хорошим водоснабжением. Самые яркие памятники искусства Троады - золотые, редко серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, и архитектоничных форм и плавных силуэтов сосуды из кладов Трои II ("клад Приама") и Полиохни.

Во второй половине 3-го тысячелетия до н. Э. Протогородская культура эпохи ранней бронзы ("раннеэлладский период") развивалась в материковой Греции (Лерна III, Рафина в Аттике, Эвтресис в Беотии, Зигуриес в Арголиде). На Крите большинство открытых памятников - "раннеминойского периода" (около 3000/2800 - около 2200/2000 до н. Э.). Жилые многокомнатные дома (село Василики), скальные гробницы в виде прямоугольных камер (остров Мохлос) и фолосы, перекрытые ложными каменными сводами (долина Месара). Около XXIII в. До н. Э. Ведущим центром эгейского искусства стал Крит (расцвет в первой половине 2-го тысячелетия до н. Э.). Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Малии, Като-Закро), в которых сочетание обширных открытых пространств (дворы) с окружающими их комплексами 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ.

На Крите был создан тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. До н. Э.), достигший совершенства в вазописи "стиля камарес" (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали жёлтого, красного и вишнёвого тонов на тёмном фоне), сменяется в XVII-XVI вв. До н. Э. Более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики). К концу XV в. До н. Э. (предположительно в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (раскрашенный стуковый рельеф "царь-жрец" из дворца в Кносе.

Роспись саркофага из Агия-Триады. Вазопись "дворцового стиля"). Культура, близкая критской, существовала на острове Фера (современное название - Тира, Санторин), где открыт город, погибший от извержения вулкана около середины 2-го тысячелетия до н. Э. Сохранились дома, богато украшенные фресками, и расписная керамика. XVII-XIII вв. До н. Э. - период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемые циклопические кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях - нижний город (место убежища окрестного населения) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания - мегарона, прообраз древнегреческого "храма в антах".

Лучше других сохранился дворец в Пилосе. Для XVII-XVI вв. До н. Э. Характерны "шахтовые гробницы", с XV в. До н. Э. Распространяется тип купольного фолоса с ложным сводом и коридором-дромосом ("гробница Атрея" близ Микен, XIV или XIII вв. До н. Э.). Изобразительное и декоративно- прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в XVII-XVI вв. До н. Э. (изделия из золота и серебра из "шахтовых гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах "шахтовых гробниц", погребальные маски, некоторые сосуды ("кубок Нестора") из погребений). Искусство XV-XIII вв. До н. Э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе.

Вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с двумя фигурами львов рельефа Львиных ворот в Микенах)..

Значения в других словарях
Щуко Владимир Алексеевич

        (1878-1939), советский архитектор. Учился в петербургской АХ (1896-1904) у Л. Н. Бенуа. Работы Щуко отмечены поисками простых, лаконичных форм, органически связанных с новыми типами общественных зданий. Дома на Кировском (бывшем Каменноостровском) проспекте (1908-11), пропилеи-въезд в Смольный (1923-25, совместно с В. Г. Гельфрейхом) - все в Ленинграде. Драматический театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону (1930-35). Новое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (1928-41), Большой Ка..

Щусев Алексей Викторович

        (1873-1949), советский архитектор. Заслуженный архитектор СССР (1930), действительный член АН СССР (1943). Учился в петербургской АХ (1891-97) у Л. Н. Бенуа, И. Е. Репина. Преподавал в СВХПУ (1913-18), московском Вхутемасе (1918-24), МАРХИ (1948-49). Директор ГТГ (1926-29), организатор и директор (1946-49) Музея архитектуры (ныне ГНИМА имени Щусева). В ранних произведениях, стремясь выработать специфически национальный стиль русской архитектуры, творчески перерабатывал наследие древнерус..

Эдельфельт Альберт

        (Edelfelt) (1854-1905), финский живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Гельсингфорсе (1868-71), в АХ в Антверпене (1873-74) и в Париже у Ж. Л. Жерома (1874). Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор монументальных исторических полотен ("Шведский король Карл оскорбляет труп своего врага штатгальтера Флемминга в 1537 году", 1878, Атенеум, Хельсинки), картин на темы народной жизни ("Бабы из Руоколахти", 1887, Атенеум, Хельсинки. "Прачки", 1893, Г..

Эджеми ибн Абубекр

        средневековый зодчий. См. Аджеми ибн Абубекр. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Эгейское искусство Эгейское искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эгейское искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эгейское искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 18 символа