Эйк

168

(eyck) Ян ван (ок. 1390, Маасейк, близ Маастрихта – 1441, Брюгге), нидерландский художник, один из родоначальников искусства Северного Возрождения. Учился, возможно, у старшего брата Губерта. Разделение художественного наследия братьев является одной из сложных проблем в искусствознании. Был придворным живописцем великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422—25), с 1425 г. Работал в Лилле и Брюгге при дворе герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Как доверенное лицо герцога ездил в 1427 г. В Испанию для переговоров о женитьбе Филиппа на инфанте Изабелле, которые оказались неудачными. Результатом второй поездки (1428—29) стало бракосочетание герцога с другой инфантой – Изабеллой Испанской. С 1430 г. Жил в Брюгге.Я.

Ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена». Ок. 1436 г. Лувр. Париж  Я. Ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена». Ок. 1436 г. Лувр. Париж. Фрагмент  Я. Ван Эйк. «Чета Арнольфини». 1434 г. Национальная галерея. Лондон  Я. Ван Эйк. «Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника». 1439 г. Муниципальная художественная галерея. Брюгге  Я. Ван Эйк. «Портрет человека в красном тюрбане». 1433 г. Национальная галерея. Лондон   Самое знаменитое произведение ван Эйка, ознаменовавшее наступление новой эпохи в живописи Нидерландов, – монументальный створчатый алтарь для одной из капелл собора Св. Бавона в Генте (1432. См. Илл. На с. 103–104). Алтарь являет всеобъемлющую картину Мироздания. На 26 панелях удивительно жизненно и в то же время поэтически проникновенно представлены мир земной и небесный.

На створках внешней части алтаря изображено Благовещение, под ним – фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, написанные в технике гризайли, а также донаторы – портретные образы заказчика, гентского бюргера Иосса Вейдта и его супруги. По праздникам створки алтаря распахивались, и на внутренних панелях открывалось лучезарное и чудесное зрелище. Техника масляной живописи, изобретение которой приписывают именно Яну ван Эйку, позволила художнику добиться необычайной глубины и светоносности цвета, эффекта драгоценного сияния красок. Вверху торжественно восседает на троне Бог Отец. Рядом стоят Богоматерь и Иоанн Креститель, поют ангелы. Картина райского великолепия драматически контрастирует с обнажёнными угловатыми фигурами Адама и Евы.

В центре представлена сцена, в которой сонмы праведников поклоняются агнцу, символизирующему жертву Христа. В пейзаже, залитом ярким солнечным светом, северные растения соседствуют с пальмами и апельсиновыми деревьями. Грандиозный космический масштаб священного действа не заслоняет ювелирно выписанных деталей (многие из них являются скрытыми символами), в которых выражено восхищение художника предметной красотой мира. В «Мадонне канцлера Ролена» (ок. 1436 г.) Богоматерь с Младенцем и земной человек встречаются лицом к лицу в едином, чудесно преображённом пространстве – чертоге Царицы Небесной. За колоннами открывается вид на маленький райский садик, где гуляют павлины и цветут цветы, а за ним – на бескрайний пейзаж с убегающей вдаль рекой.

Мир чуда и мир реальности не разделены, что подтверждают фигурки двух путников у ограды дворца. Они помогают зрителю мысленно войти в картину, пространство которой, являя всё Мироздание, в то же время становится обжитым, уютным. В творчестве Яна ван Эйка впервые в искусстве Северного Возрождения портрет выделяется в самостоятельный жанр. В погрудных композициях центром является лицо, выступающее из тёмного фона. За внешней строгостью ощущается напряжённая внутренняя жизнь («Тимофей», 1432. «Портрет человека в красном тюрбане», 1433. «Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника», 1439). Наиболее знаменит портрет «Четы Арнольфини» (1434), в котором представлены итальянский купец Дж. Арнольфини и его жена Дж. Ченами в момент обручения.

Святость супружеского жилища, идея семьи как «малой церкви» выражены в особой чистоте пространства, благоговейной строгости жестов, многочисленных символических деталях. Собачка и стоящие рядом туфли – символы супружеской верности. Горящая в люстре свеча олицетворяет Недреманное око Бога. Выпуклое зеркало на стене отражает свидетелей обручения. Один из них – сам художник. Надпись над зеркалом гласит. «Ван Эйк был здесь».(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Эдинбург

        (Edinburgh), главный город (административный округ) Шотландии, в Великобритании. Известен с VII в. В XV-XVII вв. Столица Шотландского королевства. Один из красивейших европейских городов ("Северные Афины"). Старая часть Эдинбурга расположена на холмах. На узких крутых улочках - башнеобразные дома (до 12 этажей) из грубого камня. Новая часть города имеет регулярную планировку (проект 1767-68, архитектор Дж. Крэг и другие), широкие магистрали, площади, парки, ансамблевую застройку XVIII-XI..

Эйван

        элемент архитектуры Среднего и Ближнего Востока. То же, что Айван. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Эйк Ян ван

        (Еуск), нидерландский живописец. См. Ван Эйк Ян. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Эйкинс Томас

        Икинс (Eakins) (1844-1916), американский живописец. Крупнейший американский художник-реалист. Учился в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии и в Школе изящных искусств в Париже (1866-69). Внёс в живопись США темы жизни большого города, интерес к людям искусства и науки, к спорту ("Макс Шмитт в лодке", 1871, "Мыслитель", 1900, - оба произведения в Метрополитен-музее). Строгую объективность и конкретность восприятия натуры, жизненную естественность композиции Эйкинс соедин..

Дополнительный поиск Эйк Эйк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эйк" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эйк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 3 символа