Экспрессионизм

152

        (от лат. Expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 - 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной буржуазной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Кризис современной цивилизации осознавался представителями экспрессионизма как одно из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Вместе с тем многие их произведения проникнуты социально- критическим, а иногда и революционным пафосом, что выделяет экспрессионизм в ряду других течений авангардизма, развивавшихся параллельно с ним.        В изобразительном искусстве предшест- венниками экспрессионизма были голландец В.

Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму, но ярче всего экспрессионистические принципы воплотились в произведениях немецких и австрийских художников. Члены объединения "Мост" (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф. К ним примыкал Э. Нольде) хаосу современного бытия противопоставляли пафос "первозданно" свободного восприятия мира. Их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества "Синий всадник" (В. В. Кандинский, Ф.

Марк и др.), большее внимание уделявших живописно-декоративистским проблемам, иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков. Именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописцы О. Кокошка, М. Бекман, скульптор В. Лембрук и др. У ряда художников под влиянием роста революционного сознания масс экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптурах и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др.). Наряду с живописью и скульптурой, чаще всего обострённо- эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым и пластическим контрастам или резким пространственным смещениям, важное значение обрели станковая и книжная графика экспрессионизма с её гротескной и гиперболизованной образной системой и предельно концентрированными контрастами света и тени.

Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы. Пластично-художественный язык экспрессионизма обнаруживает значительную близость французскому фовизму.        В архитектуре (Э. Мендельзон, Б. Таут и др.) экспрессионизм во многом продолжал традиции "модерна", особенно в области создания динамичных "органичных", квазиприродных форм..

Значения в других словарях
Экспликация

        (от лат. Explicatio - истолкование, объяснение), в музейном деле тексты, помещаемые обычно у входа в очередной музейный или выставочный зал и содержащие сжатую информацию о произведениях, принципах экспозиции и т. Д. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Экспозиция

        (от лат. Expositio - выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. П. Цель как постоянной, так и временной экспозиции - дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения их художественной и научной ценности, места в историко-художественном процессе, особенностей материала. Экспозиция может быть ..

Элам

        древняя историческая область и государство (3-е тысячелетие - середина VI в. До н. Э.) в долинах рек Карун и Керхе (на юго-западе современного Ирана). Географические границы точно не установлены. Искусство так называемого протоэламского периода (4-е - первая половина 3-го тысячелетия до н. Э. Коропластика, расписная керамика, глиптика), возможно, оказало влияние на искусство раннего Шумера. С конца 4-го тысячелетия до н. Э. Художественная культура Элама развивалась под значительным возде..

Элевсин

        Элефсис (Eleusis), древний город в Аттике (Греция), в 22 км от Афин. Во 2-м тысячелетии до н. Э. Центр одного из государств ахейцев, а также место культа Деметры и Персефоны, где в 1-м тысячелетии до н. Э. Проводились так называемые элевсинские мистерии. Сохранились остатки оборонительных стен, дворца, царской усыпальницы и погребений знати (XVI-XII вв. До н. Э.), а также часть священной дороги из Афин, некрополь с монументальными культовыми сооружениями - фолосами и прямоугольным в план..

Дополнительный поиск Экспрессионизм Экспрессионизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экспрессионизм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экспрессионизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 14 символа