Эль Греко

211

(el greco) (Доменико Теотокопули) (1541, о. Крит – 1614, Толедо), испанский живописец, грек по происхождению. Учился на Крите, по-видимому, у иконописцев, что во многом определило своеобразие его творчества. После 1560 г. Уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. В 1570—76 гг. Жил и работал в Риме («Мальчик, раздувающий лучину», ок. 1570—75 гг.), с 1577 г. – в Испании.Эль Греко. «Моление о чаше». Ок. 1590 г. Музей искусства. Толедо  Эль Греко. «Лаокоон». 1610—14 гг. Национальная галерея искусства. Вашингтон  Эль Греко. «Вид Толедо». 1610—14 гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк  Эль Греко. «Апостолы Пётр и Павел». 1614 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург   В пронзительно одухотворённом искусстве Эль Греко сложно переплелись византийские традиции, достижения итальянского Ренессанса и мистическая экзальтация маньеризма.

Расцвет его искусства наступил в Испании. Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо – городе мистиков и книжников («Вид Толедо», 1610—14). В иллюзорно-беспредельном пространстве его работ исчезает грань между земным и небесным, реальным и воображаемым миром. Художник прибегает к резким ракурсам, вытягивает пропорции человеческих фигур. В «Мученичестве св. Маврикия» (1580—82) изображены в одной плоскости разновременные события, как это было в средневековой живописи. В прославленном «Погребении графа Оргаса» (1586—88), написанном для церкви Санто-Томе в Толедо, также сохраняется архаичная двухъярусная композиционная схема. Действие происходит одновременно на небе и на земле. Изломанные линии, сложные ракурсы характерны для живописи маньеризма.

Вместе с тем, художник создаёт здесь необычайно выразительный групповой портрет своих современников. «Эмалевый», создающий эффект свечения колорит основан на множестве неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Острая эмоциональность образного строя характерна для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевара, 1601). В поздних произведениях художника нарастают черты ирреальности, мир предстаёт как единая одухотворённая стихия. Эль Греко привлекают темы мистического экстаза, ликующего полёта в небеса в вихре света и цвета, апокалиптических видений («Вознесение Марии», 1613.

«Снятие пятой печати», 1610—11). Подлинным трагизмом проникнуты «Моление о чаше» (1606—10) и «Лаокоон» (1610—14). В «Снятии пятой печати» тревожные всполохи света выхватывают из окружающей тьмы мечущиеся фигуры, напоминающие языки пламени. Наследие Эль Греко занимает уникальное место в истории мирового искусства. У художника не было последователей и учеников, его искусство вскоре было предано забвению и заново открыто лишь в нач. 20 в.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Эллинистическое искусство

        Эллинистическим искусством называют искусство Греции Древней, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, северо-западных районов Центральных и южных областей Средней Азии четвертой четверти IV-I вв. До н. Э. Развитие эллинистического искусства приходится на время образования эллинистической монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока после завоеваний Александра Македонского (334-323 до н. Э.). Различают эллинистическое искусство..

Эллора

        Эллур, Элура. Деревня в Индии, в 15 км от Аурангабада (штат Махараштра), близ которой расположена группа из 34 высеченных в скале буддийских, брахманских и джайнских храмов (все - между VI-XIII вв.). Наиболее известен грандиозный монолитный храм Кайласанатха (725-755), выдающийся памятник средневекового искусства Индии, с изваяниями слонов в натуральную величину (опоясывают стилобат одной из частей храма), с рельефами, потрясающими драматизмом изображённых сцен. (Источник. «Популярная ху..

Эль Греко Доменико

        (El Greco. Собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), испанский живописец. Грек по происхождению. Первоначально учился, по-видимому, на острове Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Бассано, Якопо Тинторетто).        Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испани..

Эль Лисицкий

(настоящее имя Лисицкий Лазарь Маркович) (1890, село Починок Смоленской области – 1941, Москва), русский живописец, график, дизайнер, автор архитектурных проектов, педагог. Один из крупнейших мастеров русского авангарда. Учился на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте (1909—14), в Рижском политехническом институте, эвакуированном в Москву (1915—18). Член художественных объединений Утвердители нового искусства (Уновис. 1919—21), «Ассоциация новых архитекторов» (1925), «Ч..

Дополнительный поиск Эль Греко Эль Греко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эль Греко" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эль Греко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 9 символа