Эрмитаж

170

        Государственный в Ленинграде, художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной. Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. Фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги). В начале 1980-х гг. После реставрации Эрмитаж был передан большой дворец Меншикова на Васильевском острове (XVIII в.). Датой основания Эрмитажа считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция картин преимущественно голландской и фламандской школ. Значительное число произведений размещалось в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся "Эрмитаж" (от франц.

Ermitage - место уединения. Позднее это название перешло на картинную галерею). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин. Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно- прикладного искусства, глиптики, монеты и медали, а также книги (библиотека Вольтера). В XIX в. В Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл важную роль в развитии русской культуры.

В первой половине XIX в. Для него было построено специальное музейное здание (Новый Эрмитаж). Посещение Эрмитаж было ограниченным, экскурсии до конца XIX в. В музее не допускались. За расширение доступа в Эрмитаж боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована в Москву (возвращена в Петроград в 1920). После Октябрьской революции 1917 коллекция Эрмитажа значительно увеличились за счёт национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. Музею постепенно были переданы все помещения Зимнего дворца. Была перестроена вся деятельность Эрмитажа, организованы новые отделы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована, но в Эрмитаже и в дни блокады продолжалась музейная работа.

Ныне Эрмитаж состоит из восьми отделов. Первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и "Галерею 1812 года" - портреты героев Отечественной войны 1812, а также бывший дворец Меншикова), нумизматики, западноевропейского искусства (живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Я. Рёйсдала, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Пикассо. А. Матисса, Р. Гуттузо и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др. Графическая коллекция, произведения декоративно- прикладного искусства).

Научно- просветительный отдел ведёт обширную и многогранную экскурсионную и лекционную работу, реставрационный отдел с научными реставрационными мастерскими осуществляет консервацию и реставрацию художественных и исторических ценностей. Экспозиция музея занимает свыше 350 залов. Посещаемость Эрмитажа 3,5 миллиона человек в год. Эрмитаж ведёт большую научно-исследовательскую работу, приобретает художественные произведения, проводит научные и научно-методические конференции, организует археологические экспедиции, постоянные и временные выставки, издаёт научные сборники и монографии, каталоги, альбомы, путеводители. В 1964 Эрмитаж награждён орденом Ленина.Литература. Эрмитаж за 200 лет (1764-1964). История и состав коллекций, работа музея, Л.-М., (1966).

Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись, (2 изд.), т. 1, Л., 1976. Т. М. Соколова, Здания и залы Эрмитажа. Л., 1982. Л. Н. Воронихина, Государственный Эрмитаж, Л., 1983. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
Эривани Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы

        (1825-1875), азербайджанский художник-орнаменталист. Портретист. Основоположник азербайджанской станковой живописи. Специального художественного образования не получил. Работал в Эривани (ныне Ереван). В 50-х гг. Написал четыре больших портрета маслом для дворца сардаров. Создавал рисунки-трафареты для вышивки, росписи, ювелирных изделий, работал в лаковой живописи ("Цветы с птицами", ГЭ), живописи на стекле. В портретах ("Фатхали-шах", "Молодой человек" - оба темпера, Азербайджанский му..

Эркер

        (нем. Erker), фонарь, полукруглый, треугольный или многогранный остеклённый выступ в стене здания. Делается чаще всего в несколько этажей, иногда во всю высоту фасада (обычно кроме первого этажа). Увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает их освещённость и инсоляцию.. ..

Эрни Ханс

        (Erni) (р. 1909), швейцарский живописец и график. Учился в Люцерне (1924-1928) и в академии Жюлиана (1928-29) в Париже. Испытал влияние П. Пикассо, Ж. Брака и Ж. Миро. Автор монументальных росписей (в Спортивном клубе в Люцерне, 1933. В Музее этнографии в Невшателе, 1954), плакатов ("Голова женщин - Да!", 1946), иллюстраций (к "Пиру" Платона, 1941. К поэме А. Боннара "Человек обещает", 1953). Произведения Эрни проникнуты гуманистическим пафосом поисков гармоничного идеала, противостоящег..

Эррера Франсиско де

        (Herrera. Прозванного Старший, El Viejo) (1576-1656), испанский живописец. Представитель севильской школы. В 1650 переехал в Мадрид. Первый учитель Д. Веласкеса. Изучал итальянское искусство, главным образом венецианцев. Религиозные композиции Эрреры отличаются ярко индивидуальной реалистической трактовкой образов, гибкой композицией, широтой письма, мастерством передачи светотени (картины из жизни св. Бонавентуры для францисканского монастыря в Севилье, 1629). Известен также как автор ж..

Дополнительный поиск Эрмитаж Эрмитаж

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эрмитаж" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эрмитаж, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 7 символа