Эфиопия

279

        Социалистическая Эфиопия, государство в северо-восточной Африке. В многоликом древнем искусстве Эфиопии сочетаются традиции африканской культуры, наследие древневосточного искусства, самобытное переосмысление христианских архитектурных типов и сюжетов и европейское влияния. К древнейшим (до 2-го тысячелетия до н. Э.) кушитским культурам Южной Эфиопии восходят каменные стелы со схематическими изображениями человека и символическими знаками. На северо-востоке страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйих), рельефы с фигурами быков (Шэбе), рельефные человеческие фигуры (Даро-Кавлос), относящиеся к доисторическому периоду и более поздние. В середине 1-го тысячелетия до н. Э. На горных плато расцвело искусство, истоки которого восходят к искусству Сабейского царства.

Постройки из тёсаных каменных плит - прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины. Алтари и фризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках). Обобщённая, плавная по силуэту скульптура - сидящие царские фигуры, рельефы, каменные и терракотовые головы. Известны также наскальные изображения львов (Гобыдра близ Аксума), каменные и бронзовые фигурки животных, каменные сфинксы, вотивные троны. Подъём искусства Эфиопии наступил в первой половине и середине 1-го тысячелетия н. Э., с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с деревянными связями в два-три этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутренними дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме), каменные стелы высотой до 33 м, имитирующие многоярусные башни, троны на ступенчатых основаниях, жилые дома.

Эллинистические влияния ощущаются в резьбе по камню, в керамике, золотых монетах. После христианизации Аксума (середина IV в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви (комплекс Дэбрэ-Дамо).        После упадка Аксума традиции искусства Эфиопии возродились в XII-XIII вв. В средневековом царстве к востоку от озера Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и общественные здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэле и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши. Всё вплоть до деталей вырезано из камня, причём имитируются своды, деревянные связи и наличники, раскреповки и тяги.

С коптским и сирийским искусством связана резьба по камню. Кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бетэ-Марьям и Бетэ-Толгота в Лалибэле. Появилась фресковая живопись - стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Мэдхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (церковь Бетэ-Марьям), геометрический орнамент. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в том числе диптихи и триптихи. Известны также панно на холсте. С XIV в. Развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, сиро- месопотамского, армянского искусства в схематичном, плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В XV-XVI вв. Эфиопия возродилась как целостное государство, строились города, дворцы, богатые церкви (белокаменная церковь Мэканэ Сылласе в горах Уолло - центральное святилище, окружённое деревянной колоннадой).

В XVII в. К северу от озера Тана была создана новая столица - Гондар (Гондэр). Каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европейские влияния.        В течение многих веков складывались особенности декоративного искусства Эфиопии. Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистические и византийские традиции. Ювелирные изделия отражают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией.        Во второй половине XIX - начале XX вв.

Строились города (в том числе новая столица Аддис-Абеба), в которых преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища, возводились отдельные здания больниц и школ. В живописи появились исторические и батальные картины патриотического характера. В XX в. Для строительства столицы приглашались архитекторы из многих европейских и азиатских стран, в 30-х гг. Велись планировочные работы в городах северо-восточной Эфиопии. Строительство развернулось в 50-60-х гг., когда были возведены общественные здания лёгких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла (итальянский архитектор А. Медзедими, французский архитектор А. Шомет, эфиопский архитектор М. Тедрос). Значительна роль специалистов СССР (Политехнический институт в Бахр-Даре, 1969, архитектор А.

И. Беляев, Е. А. Аничкова, инженер М. Я. Крейнин), ГДР (планировка Бахр-Дара), Югославии (почтамт, госпиталь, отель "Веби-Шебели" в Аддис-Абебе), Болгарии. Формируется профессиональное эфиопское искусство. Живописец и скульптор Афэуорк Тэкле, живописцы Але Фэлегэ Сэлам, Гэбрэ-Крыстос Дэста, Абдэль Рахман Шэриф, скульпторы Таддэсэ Бэлайнэх, Таддэсэ Мамеча изображают народную жизнь, обращаются к древним и народным художественным традициям и к опыту различных европейских течений XIX и XX вв. После революции 1974 строятся посёлки типовых домов для трудящихся, создаются картины, статуи, плакаты, посвященные революционной борьбе народа.        Традиционное народное жилище Эфиопии - круглые в плане, плетёные, обмазанные глиной дома ("тукуль") с конической кровлей.

Прямоугольные дома ("хедме") из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес. На юге - также куполообразные хижины. Традиционные народные ремёсла - гончарство (разнообразные, часто глазурованные сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов и ромбов), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка (на накидках "шамма", на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетёным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже..

Значения в других словарях
Этюд

        (франц. Йtude, буквально - изучение), произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим произведением и т. П. Этюды крупных мастеров часто представляют художественную ценность и могут иметь самостоятельное значение. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Эфес

        (греч. Ephesos), древний город в Малой Азии (ныне руины близ современного города Сельчук в Турции). Основан в XII в. До н. Э. Столица римской провинции Азия. В V-VI вв. Второй по значению город Византии. Город был расположен на склонах двух холмов, имел гавань, соединённую с морем каналом. Раскопками открыт уникальный ансамбль эллинистическо- римского города с остатками крепостных стен, улиц (в том числе Мраморной, с колоннадами), агорой и многочисленными сооружениями, среди которых выде..

Эфталитское царство

        (V-VI вв.), основано кочевниками-эфталитами на территории современного Афганистана, значительной части Средней Азии, северо-западе Индии и части Восточного Туркестана. Эфталитское царство создало условия для контактов различных художественных стилей (например, искусства Гуптов в Индии и Сасанидов в Иране). Собственно эфталитский вклад пока не выявлен. Местные (бактрийско- кушанские), сасанидские и гуптские элементы в искусстве Эфталитского царства (монеты, произведения торевтики, глиптик..

Эффель Жан

        (Effel) (настоящее имя и фамилия - Франсуа Лежен, Lejeune) (1908-1982), французский график. Карикатурист. Почетный член АХ СССР (1973). Сотрудник газет и журналов "Монд" (с 1933), "Юманите" (с 1936), "Юманите диманш" и др. Автор политических карикатур, альбомов, рисунков, выполненных пером (иногда с подцветкой) или фломастером в ясной линеарной манере, с добродушным, народным по духу юмором, интерпретирующих библейские легенды ("Сотворение мира", 1951-54, "Сотворение человека", 1951-53. ..

Дополнительный поиск Эфиопия Эфиопия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эфиопия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эфиопия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 7 символа