Японии искусство

211

искусство восточноазиатского государства, занимающего ок. 4 тыс. Островов в западной части Тихого океана. Древнейшие памятники искусства относятся к культуре дзёмон (4-е – сер. 1-го тыс. До н. э.). Это глиняные сосуды, обматывавшиеся травяными верёвками, которые во время обжига оставляли на их поверхности характерный узор. В кон. 1-го тыс. До н. э. Укореняется религия синтоизма (обожествление природы – гор, рек, деревьев и т. д.). Первыми храмами служили амбары для хранения риса, перед которыми совершались праздничные обряды. По типу этих храмов-амбаров были построены древнейшие святилища (Исэ и Идзумо, нач. 1-го тыс. Н. э.). В 3–6 вв. Н. э. В связи с развитием культа предков начинается строительство грандиозных царских курганов (кофун) круглой и подковообразной формы, окружённых рвом с водой (гробница императора Нинтоку).

На них ставили полые глиняные фигурки (ханива), изображающие жриц, слуг, коней и птиц, модели жилых домов. С кон. 6 в. В связи с распространением буддизма началось строительство монастырей, квадратных в плане пагод и храмов по китайским и корейским образцам (ансамбли Асукадера, 588. Ситеннодзи, 593. Хоккидзи, нач. 7 в. Хорюдзи, 607) Здания возводились на белокаменной платформе, были окружены колоннами, окрашенными красным лаком, и увенчаны черепичной, изогнутой по краям, одноярусной или двухъярусной крышей. В центральной части буддийских храмов воздвигали алтари с изображениями буддийских божеств, выполненных из золочёной бронзы или раскрашенного дерева.Кинкакудзи (Золотой павильон). 1397 г. Буддийский храмовый комплекс Рокуондзи.

Киото  Сад императорского дворца. Воссоздан в 1789 г. По образцу 9 в. Киото  Кобори Энсю. Чайный павильон в саду храма Кодайдзи. Первая пол. 17 в. Киото  Нэцкэ в виде смеющегося мальчика и маски. Слоновая кость. 19 в.    Замок Химэдзидзё (Замок белой цапли). 1601—09 гг. Химэдзи  К. Утамаро. «Красавица Осомэ». Цветная ксилография. 1790-е гг.  А. Хиросигэ. «Станция Мисима. Утренний туман». Из серии «53 станции Токайдо». Цветная ксилография. 1833—34 гг.   В 710 г., когда утверждается единое централизованное феодальное государство, первой постоянной японской столицей (до этого при восшествии на престол нового правителя столица переносилась) становится Нара (Хэйдзё-кё), выстроенная по образцу китайских городов с регулярной планировкой. Для храмовых комплексов этого времени (Якусидзи, Тодайдзи, Тосёдайдзи) характерна чёткая симметрия планов, грандиозные масштабы и мощь конструкций.

В скульптуре широкое распространение получили гротескные ритуальные маски. Живопись представлена росписями храма Хорюдзи (8 в.), близкой по стилистике к индийским и китайским образцам. В 794 г. Столица была перенесена в г. Хэйан (ныне Киото). В кон. 8—12 вв. В архитектуре сложился новый тип храма-дворца (храм Феникса в монастыре Бёдоин близ Киото, 1053). Члены буддийских сект, проповедовавшие тайные учения, возводили культовые здания в уединённых местах среди скал (храмы Энрякудзи, 782. Конгобудзи, 816. Муродзи, кон. 8 – нач. 9 в.). Небольшие храмы были органично вписаны в пейзаж. Переживала расцвет светская архитектура. Т. н. Стиль синдэн-дзукури, продолжающий традиции национального зодчества, был соединён с опытом китайской архитектуры.

В центре жилых комплексов находился деревянный павильон (синдэн), приподнятый на столбах, к которому примыкали с двух сторон галереи (тайноя), соединяющие основное здание с остальными частями ансамбля. Фасадом павильон выходил на песчаную площадку, завершавшуюся в южной части пейзажным садом с островами, мостами, скалами и искусственным озером (императорский дворец в Киото, воссоздан по образцу 9 в. В 1789 г.). В скульптуре появились устрашающие изображения многоликих и многоруких божеств – охранителей стран света, целителей от недугов. В отделке храмовых интерьеров наряду со скульптурой широко применялись орнамент и настенные росписи. Живописцы писали также иконы-мандалы, воссоздававшие символическую схему буддийской Вселенной.

Сложился тип горизонтальных свитков (эмакимоно), иллюстрирующих литературные произведения (иллюстрации к «Повести о принце Гэндзи» Фудзивара Такаёси, нач. 12 в.). В декоративно-прикладном искусстве были популярны художественные лаки. В 12–15 вв. Страной правили сёгуны (военные правители), столицей стал г. Камакура. Были популярны скульптурные и живописные портреты сёгунов (портрет сёгуна Минамото Ёритомо, выполненный Фудзивара Таканобу, 12 в.), воинов и монахов. Изысканной отделкой украшали оружие и конскую сбрую. В кон. 14–16 вв. Под влиянием учения дзэн, проповедовавшего путь к просветлению через созерцание природы, которая является «телом Будды», переживает расцвет садово-парковая архитектура (храмы Кинкакудзи – Золотой павильон и Гинкакудзи – Серебряный павильон в Киото, 14 – кон.

15 в.). В отличие от европейских садов, в японских обычно не было цветущих растений. Ландшафты украшали садами камней (сад монастыря Рёандзи в Киото, 15 в.). С помощью камней и песка искусные садовники создавали ощущение реки, гор, моста, перекинутого через пропасть, водопада и т. д. У созерцающего уголок сада человека создавалось ощущение безграничного пространства (сад храма Дайсэн-ин в монастыре Дайтокудзи в Киото, 14 в.). В жилых постройках исчезли длинные галереи, комнаты разделялись раздвижными перегородками, появились специальные ниши (токонома) для живописных свитков и полки (тана) для священных книг. Раздвижные стены сближали интерьер с садом. Развивается живопись тушью (суйбоку). Художники (Дзёсецу, Сюоун, Сэссю и др.) пишут монохромные пейзажи на свитках.

В конце 15 в. Живописцы школы Кано (Масанобу Кано, Мотонобу Кано, Эйтоку Кано, Санраку Кано и др.) создавали яркие декоративные композиции с изображением птиц и цветущих деревьев. Укоренившаяся в японской культуре с 15 в. Традиция чайных церемоний оказала ощутимое влияние на архитектуру и изобразительное искусство, вызвала расцвет производства фарфора. В глубине садов устраивали подчёркнуто простые павильоны для чайных церемоний – полухрамы-полухижины. Культ простоты, естественности, приобщённости к миру природы нашёл наиболее совершенное воплощение в ансамбле императорской загородной виллы Кацура близ Киото (1625). Переживает расцвет зародившееся ещё в 6 в. Искусство икэбаны (составления букетов). В 1543 г. Во время бури на одном из японских островов высадились португальские купцы.

С этого времени начались оживлённые контакты Японии с Европой. В кон. 16 – нач. 17 в. При участии европейских архитекторов возводились грандиозные замки, сочетающие циклопическую кладку цоколя с традиционным деревянным верхом (Адзутидзё, 1576. Осакадзё, 1583. Химэдзидзё, 1601—09). Просторные сумрачные интерьеры этих сооружений, а также дворцов украшались резьбой по дереву, многоцветными росписями с обилием золота (замок сёгуна Нидзё, дворец Фусими, ныне монастырь Нисихонгандзи. Оба – нач. 17 в.). Создавались пышные торжественные храмы-усыпальницы, обильно украшенные резьбой, позолотой, росписями (мавзолей сёгунов Токугава в Никко, нач. 17 в.). С 1639 г. При сёгунах Токугава европейским кораблям было запрещено входить в японские порты.

Период самоизоляции Японии длился до 1854 г. В это время расцветает городская культура. Необычайно популярны были маленькие костяные или деревянные фигурки – нэцкэ. В японском костюме (кимоно) нет карманов, поэтому кошельки и маленькие сумочки носили у пояса. Через пояс продевали шнурок, на одном конце которого находился кошелёк, а на другом – противовес-нэцкэ. Внутри нэцкэ находилось отверстие, сквозь которое продевали шнурок. Во всех домах были цветные гравюры (укиё-э), выполненные в технике ксилографии. Знаменитыми авторами гравюр были Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро, создававшие образы нежных женщин. Тёсусай Сяраку, изображавший актёров традиционного японского театра Кабуки. Пейзажисты Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ.

Архитектура и изобразительное искусство 19 в. Отмечены чертами эклектики, стремлением сблизить европейскую и национальную манеры. В 20 – нач. 21 в. Японские мастера обращаются ко всему многообразному наследию европейского искусства. Авангардные направления соседствуют с возрождением древних национальных традиций.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Ямасаки Минору

        (Jamasaki) (р. 1912), американский архитектор. Окончил университет штата Вашингтон в Сиэтле (1934). Испытал влияние Миса ван дер Роэ, а также средневекового японского и индийского зодчества. С 1943 работал как архитектор- дизайнер в различных архитектурных фирмах. В 1949 основал фирму в Детройте. Произведения Ямасаки (здания конторы "Рейнолдс металс" в Детройте, 1959, и Центра международной торговли в Нью-Йорке, 1971-73, с соавторами) воплощают характерные тенденции современного американ..

Ямницер

        (Jamnitzer), семья немецких ювелиров XV - начала XVII вв., работавших в Нюрнберге. Изготовляли кубки, ларцы, математические инструменты, украшенные сложным орнаментом, изображениями животных и растений, мифологическими и аллегорическими фигурами. Наиболее известны. Венцель Ямницер (1508-1585). Мастер с 1534. Представитель немецкого Возрождения. Виртуозно применял чеканку и эмаль с арабесковым и растительным узором (столовый прибор семьи Меркель, до 1549, собрание Ротшильда, Париж. Кубок ..

Япония

        государство, расположенное на островах Тихого океана (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и др.), вблизи побережья Восточной Азии. Древнейшие памятники искусства Японии относятся к периоду неолита (8-е - середина 1-го тысячелетия до н. Э.), к так называемой культуре Дзёмон. Керамическая посуда с пышным налепным декором, стилизованные фигурки идолов - "догу", антропоморфные маски - "домэн". В конце неолита - начале раннего железного века (V в. До н. Э. - IV в. Н. Э.), в период так называемой ку..

Ярнефельт Эро

        (финск. Erik (Eero) Nikolai Järnefelt, 8 ноября 1863, Выборг – 15 ноября 1937, Хельсинки) — финский живописец, график, профессор.        Ээро Ярнефельт родился в Выборге, вскоре после переезда туда семьи Ярнефельтов из Санкт-Петербурга. Его отец — Август Александр Ярнефельт, служил офицером в Российской армии. Мать — Элизабет Ярнефельт (урождённая Клодт фон Юргенсбург). Петербург был родным городом Элизабет Ярнефельт, которая была племянницей П. К. Клодта, чьи скульптуры "Укрощение коней..

Дополнительный поиск Японии искусство Японии искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Японии искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Японии искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 16 символа