Бхагавадгита

206

(Песнь Господа) - религ.-философская поэма, входящая в 6-ю кн. "Махабхараты", один из гл. Текстов древней индуистской лит-ры. Построена в форме беседы между двумя героями эпоса перед началом великой битвы - Арджуной и его колесничим Кришной. Вдохновляя друга на битву ради торжества дхармы, справедливости, Кришна произносит проповедь, заключающую в себе вероучение, к-рое развивает идеи упанишад (Б. Иногда называют "упанишадой") и выдвигает новые концепции, легшие потом в основу религ.-этической доктрины индуизма. Поэма сложилась в осн. На исходе I тыс. До н. Э. Кришна выступает в Б. Как воплощение высшего божества - Вишну, именуемого в Б. Бхагаваном. Учение Б. Имеет выраженный теистич. Характер. Бог в человеческом образе указывает Арджуне пути к спасению, освобождению от уз земного существования.

Помимо "пути знания", проповедуемого в упанишадах, не всем доступного, он указывает "путь деяния", к-рое не увеличивает бремя кармы, удерживающее человека в мире сансары, повторных рождений, если деяние ограничено бескорыстным исполнением своего долга (дхармы). Особенно плодотворной была идея бхакти, любви к богу, к-рую Б. Провозгласила высшим из путей достижения вечного спасения. Идея чисто эмоционального, не связанного с интеллектуальным познанием почитания бога, получила впоследствии распространение во мн. Течениях индуистской религ. Мысли. На протяжении веков до наших дней Б. Оказывает огромное влияние на духовную жизнь индийского об-ва, оставаясь одной из самых почитаемых священных книг индуизма (особенно почитается вишнуитской сектой бхагаватов).

Известную роль в этом играют ее значительные художеств, достоинства. Влияние идейного содержания Б. Распространяется и за пределами Индии. Являясь первым переведенным на европ. Язык (английский) памятником древнеинд. Лит-ры, Б. С конца XVIII в. Привлекает внимание мн. Мыслителей Запада - В. Гумбольдта, И. В. Гете, Р. Эмерсона, Дж. Рассела, Р. Роллана, О. Хаксли и др. Наиб, авторитетный комментарий на Б. Принадлежит крупнейшему философу индийского средневековья Шанкарачарье (нач. IX в.).В. Эрман .

Значения в других словарях
Бхагавадгита

"БХАГАВАДГИТА" - памятник религиозно-философской мысли Др. Индии, часть 6-й книги "Махабхараты", возник в сер. 1-го тыс. До н. Э., философская основа индуизма. Главным путем к "освобождению" - мокше в "Бхагавадгите" считается карма-йога - йога действия, включающая бескорыстное исполнение своих обязанностей.. ..

Бхагавадгита

"БХАГАВАДГИТА", памятник> религиозно-философской мысли Древней Индии, часть 6-й книги "Махабхараты". Возникла в середине 1-го тыс. До нашей эры. Философская основа индуизма. Главным путем к "освобождению" - мокше в "Бхагаватгите" считается карма-йога - йога действия, включающая бескорыстное исполнение своих обязанностей.. ..

Бхагавадгита

(санскр. Песнь Благословенного, Вишну-Кришны), религиозно-философская поэма из 700 двустиший, разбитых на 18 глав и входящих в состав 6-й книги великого древнеиндийского эпоса Махабхарата. Построена в форме диалога между Арджуной, одним из предводителей войска пандавов в эпической битве на Курукшетре близ Панипата, и его колесничим Кришной, который считается аватарой (земным воплощением) бога Вишну. Перед самой битвой Арджуна велел Кришне провезти его между двумя выстроенными для боя армиями. Об..

Бхагавадгита

..

Бхаванавасины

(во-дворцах-живущие) - первое из четырех осн. Племен джайнских божеств, обитающее в Кхарабхаге (за исключ. Рода Асура-кумара, живущего в Панкабхаге). В этом племени 10 родов, причем все они именуются "кумара" - юноши, "ибо жизнь и привычки этих божеств походят на жизнь и привычки молодежи до 20 лет".1-й род, Асура-кумара, "демоническая молодежь", имеют черный цвет тела, красные одежды. Их символ - драгоценность в виде полумесяца. Их правители (индры) - Камара и Бали.2-й род, Нага-кумара, "дракон..

Бхага

(букв, доля, счастье, а также Владеющий долей и отсюда - Наделитель (счастливой) долей) - ведийское божество из группы Адитья. Б. "правит", "владеет" богатствами, сокровищами, посылает их людям как выигрыш в состязаниях или добычу в походах. Доставляет их удачливому на колеснице или на ладье. Посылает счастье вообще и в особенности - "домашнее" счастье, состоящее в достатке, чадородии, плодовитости, а также эротич. Счастье женщины в замужестве и счастье материнства. Б. - один из гл. Богов свадеб..

Бхагаван

(Обладатель благ) - эпитет бога, применяемый в основном к Вишну-Кришне. См. БХАГАВАТ.. ..

Бхагават

Первоначально, в Ведах, - эпитет, синонимичный слову "бхага " в значении "Владеющий долей", "Способный одарить долей", что в контексте прошений, обращаемых к божеству, имело смысл "щедрый", "милостивый". Постепенно превращается в постоянный эпитет гл. Обр. Таких богов, к-рые мыслились ведающими личной судьбой человека (Бхага, Дхатар). С первых шагов индуизма становится эпитетом его великих богов. Вишну и Шивы (напр., Швет. Уп. III. 11. "бхагават. Шива"), но только в вишнуизме приобретает характе..

Дополнительный поиск Бхагавадгита Бхагавадгита

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бхагавадгита" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бхагавадгита, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 12 символа