Вайшешика

216

(от "вишеша", т. Е. Философия различий) - одна из ортодоксальных даршан, близко связанная с нъяей. В лит-ре школы древние "Вайшешика-сутры" имеют меньшее значение сравнительно с трудом Прашастапады (IV-V вв.) "Падартхадхармасанграха", т. Е. "Компендиум атрибутов, свойственных обозначаемым словами предметам". В стиле мышления школы - тщательное выведение всех значимых следствий из сформулированных основоположений, последовательная системность, ведущая к почти полной замкнутости и завершенности, исчерпанности проблематики. Осн. Задача вайшешики - формулирование реалистич. Онтологии, опирающейся (в отличие от санкхьи) на повседневный опыт и исходящей из принципа дискретности, отсутствия непрерывного изменения. Реальное сущее у Прашастапады - шести видов.

Субстанции (вещности), их качества, движения, общее, особенное и внутренняя присущность. Последнее есть отношение таких двух реальностей, к-рые вне этого отношения не существуют. Напр., целое и части, вещь и ее свойство и пр. Однако эта присущность есть самостоят, реальность, а не только наше понятие. Вещностей девять. Четыре материальные первостихии (земля, вода, огонь, воздух/ветер), эфир (акаша), место и ориентация, время, самость (Amман), познавательный коммутатор (манас). Перечисляются 24 кач-ва, в числе к-рых материальные (цвет, запах и пр.) и духовные (познание, добродетель и пр.). Исчислены все возможные соотношения качеств и вещей, которым они присущи. Общее и присущность не только познаются логически, умозаключением, но и бывают объектом прямого восприятия.

После Прашастапады добавлено седьмое реально сущее. Отсутствие в четырех вариантах. Отсутствие вещи до ее появления и после ее разрушения, бытийный коррелят нетождества разных вещей и отсутствие вещи в некоем месте. Интересна феноменологич. Теория познавательных актов. Истинное познание есть. 1) восприятие, 2) вывод на основании признака, 3) память и 4) провидческая интуиция. Неверное познание есть:1) сомнение,2) ошибка,3) внутренний вопрос. "это что такое?" и4) сновидение.Детально разработана атомистич. Теория материи. Йога и паранормальные способности школу не занимают. Помимо Прашастапады, значение имеют 4 комментария к его труду. В В. Впервые в ортодоксальных даршанах введена последовательная теория силлогизма и признаков верного умозаключения, близко напоминающая буддийскую логическую теорию.А.

Парибок.

Значения в других словарях
Вайшешика

(от санскр. Вишеша — особенный, отличный) одна из шести ортодоксальных индуистских систем древнеиндийской философии. По традиции, основоположником В. Считается Ка́нада, которому приписывается создание основного произведения этой системы «Вайшешики-сутры» (окончательная редакция его относится к 1-й половине 1-го тыс.). Важным источником В. Является также «Падартха-дхаома-санграха» — комментарий к «Вайшешика-сутре». Наибольшее развитие В. Получила в 9—14 вв. В Южной Индии. По учению В., всё сущест..

Вайшешика

ВАЙШЕШИКА - одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Канадой. В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. В атомистической концепции вайшешики, в отличие от древнегреческих атомистов, причиной движения атомов считается сверхъестественная сила - адришта (невидимое).. ..

Вайшешика

ВАЙШЕШИКА, одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет> вед) систем древнеиндийской философии. Основателем считается Канада (после 3 века до нашей эры). В полемике с буддизмом отстаивала реальное существование категорий наряду с вещами. Считала, что мир создан из атомов - несотворенных и вечных элементов.. ..

Вайшешика

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Вайманика

(Небесные) - четвертое племя джайнских божеств, обитающее в верхнем мире (см. УРДХВАЛОКА). В., обитающие в кальпе, делятся на 12 родов - по числу небес кальпы, а те, что пребывают выше кальпы, не имеют ни родовой, ни социальной дифференциации, и каждый из них именуется "ахаминдра", т. Е. "сам-себе-правитель". Ахаминдры не носят одежд, украшений, не знают чувственных наслаждений. У божеств, живущих на небесах кальпы, по мере подъема по иерархии небес растут долголетие, величие, счастье, свет, чис..

Вайшвадэва

(Посвященный всем богам) - обряд ведийского ритуала, совершаемый утром и вечером и (обязательно) перед полуденной трапезой. Заключается в приношении яств малыми долями богам - подателям пищи.В. Эрман . ..

Вайшьи

(от "виш" - народ) - члены третьей из четырех варн в древней Индии. К ней принадлежало большинство населения. Занятиями В. Считались земледелие, скотоводство и торговля. В социальном отношении В. Стояли ниже брахманов и кшатриев, но относились к категории двиджа. К началу средневековья процесс разделения труда привел к выделению среди В. Сотен каст. Касты земледельцев и скотоводов стали восприниматься как шудры. С первых веков н. Э. И до сего дня к варне В. Относят себя в осн. Торгово-ростовщиче..

Вак

(Ветер) - древнее божество ветра, чье имя восходит к индо-иранской (ср. Авест. Вайу), а образ, совмещающий в себе живительно-целительную и разрушительно-губительную функцию, - возможно, и к индоевропейской эпохе. В Ведах В. Фигурирует наряду с другим (иногда тождественным ему, иногда отличным от него) богом ветра Ватой (ср. Авест. Вата), причем В. Более антропоморфен, а Вата, как и в иранской мифологии, представляет стихию ветра. В. Иногда выступает колесничим Индры (Вата - Парджанъи). Обычно В...

Вайшешика

Санскр. От вишеша - различие, особенность - древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Основателем вайшешики считается К. ..

Дополнительный поиск Вайшешика Вайшешика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вайшешика" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вайшешика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа