Вивекананда, Свами

187

(1869-1902) - выдающийся религ.-общественный деятель. Домонашеское имя Нарендранатх Датта. Родился в Калькутте в семье преуспевающего адвоката из касты каястха, считавшейся в Бенгалии кшатрийской. Учился в школе известного реформатора и просветителя И. И. Видьясагара, а в 1879 поступил в христ. Миссионерский колледж. В. Много читает. В круг его интересов входят Милль, Дарвин, Шопенгауэр, Кант, Спенсер. Еще раньше его заинтересовала личность К. Шена, и он начал посещать собрания "Брахмо самадж", но в 1878, после раскола об-ва, пошел за организаторами "Садхаран Брахмо самадж". Разочаровавшись в деятельности брахмосамаджистов, он ищет контакты с Деб. Тагором, на какое-то время вступает в масонскую ложу. В 1881 происходит его встреча с Рамакришной, но сблизиться с ним ему удалось далеко не сразу - он спорил, требовал доказательств, не соглашался с аргументацией учителя.

Позднее В. Признавался. "Я пришел к Рамакришне и полюбил этого человека, но я ненавидел все его идеи. И в течение шести лет я упорно сражался с ними". После смерти Рамакришны именно В. Возглавляет сообщество его учеников, принявших монашество. Нек-рое время "братья" живут вместе в полуразрушенном доме, но потом постепенно разбредаются. Уходит и В. В течение двух лет он пешком странствует по Индии, знакомится с разными людьми. Наконец достигает самой южной точки страны, мыса Коморин (Каньякумари). На одиноко стоящей в море скале в процессе медитации В. Приходит к важной мысли о практич. Бесполезности странствий "святых" и о необходимости направить усилия на пробуждение народа. Там же он принимает решение отправиться в США на Всемирный конгресс религий, чтобы привлечь внимание мировой общественности к положению бедняков в Индии.

Выступление В. На открытии конгресса сделало его имя известным всей Америке. Он остается в США, ездит с лекциями, пытается собрать деньги в фонд помощи голодающим в Индии, посещает Англию и Францию, где пропагандирует веданту, затем Швейцарию и Италию. На родине, куда В. Вернулся в 1896, его встретили как триумфатора. Он создает религ.-общественную орг-цию - "Миссия Рамакришны", активно занимается проповеднич. Деятельностью. После новой поездки в Европу и США поселяется в Белуре (см. БЕЛУР-МАТХ), но вскоре умирает в возрасте 39 лет. Учение В. И схоже, и разительно отлично от проповеди Рамакришны - как были одновременно близки и чуть ли не противоположны эти два человека. В целом В. Исходит из традиционных идей адвайта-веданты об идентичности Атмана (индивидуальной души) и Брахмана (Абсолюта).

Глубинная божественность каждого человеческого Я понимается В. Как возможность (и необходимость) безграничного самосовершенствования на путях самореализации личности, а в социальном плане - как возведение служения человеку в ранг религ. Долга всех и каждого. Т. Обр., само понятие "религия" имело совершенно разный смысл в поучениях Рамакришны и в трудах В. Несмотря на то что Рамакришна подверг переосмыслению догматы индуизма, конечной задачей каждой человеч. Жизни и высшим ее достижением он считал познание бога, слияние с ним, т. Е. Ставил ту же цель, что и ортодоксальные религ. Проповедники до него. Не делал он исключения и для себя - гл. Своим назначением считал богопознание, а все остальное, в т. Ч. И обучение учеников, - вторичным и производным.

В. Же, выдвигавший идеал служения массам, помещал в центр своей системы не бога, а человека. Вера индивида в собственные силы была для него неизмеримо важнее, чем вера в бога. "Человек должен прежде всего верить в себя, потом в бога, тот, кто не верит в себя, не может поверить в бога". И не богопознание, а познание человека становится для него осн. Темой проповеди, потому что "человек есть величайшее из всех существ. Земля выше всех небес". Отсюда вытекает столь характерное для В. Понимание служения богу как служение человеку. "М ы слуги того бога, которого незнающие зовут человеком". В русле этой идеи воспринимается его исключит, интерес к нуждам народных масс Индии. Обращаясь к своим последователям, он призывал работать во имя их духовного освобождения и материального расцвета.

Он настойчиво подчеркивал необходимость практич. Деятельности и именно с точки зрения обществ, пользы оценивал религию. "Я не верю в бога или в религию, которые не могут утереть вдовьи слезы или дать сироте кусок хлеба". Различие между В. И Рамакришной состоит также в том, что последний в соответствии с традицией считал главным индивидуальное спасение (просветление) и учил своих приверженцев, что, только достигнув мукти, они могут "спасти" других. В. Иначе ориентировал тех же самых учеников Рамакришны. "Коль скоро вы ищете собственное спасение, ваш путь лежит в ад. Добивайтесь спасения других, если хотите достичь Наивысшего. Убейте в себе желание личного мукти!" Наконец, главное различие между учением Рамакришны и В.

Заключается в следующем. Рамакришна, выдвинув с новой силой идею одинаковой истинности всех религий, тем не менее полагал обязательным для каждого соблюдение правил и предписаний исключит, "своего" вероучения. В. Же, напротив, предостерегал от слишком строгого следования догмам какой-то одной "организованной религии". Он выделяет некую духовную основу, общую для всех религий. И таковой для него является веданта. Ведантистское представление о душе человека как божеств, сущности служит отправным для понимания места человека в мире, его релит, долга. Реформаторство В. Выразилось не в переосмыслении отд. Догм индуизма, не в частичной его модернизации, а в попытках привлечь его для решения насущных социально-политич.

Проблем. Он фактически выхолостил теологич. Содержание определенной религ, системы и заполнил ее мирскими, светскими идеями, отбрасывая сверхъестественное, включая в нее даже неверие и атеизм, ставя в центр своего учения заботу о будущем Индии, о ее духовном и материальном расцвете.Р. Рыбаков.

Значения в других словарях
Вибхути

Манифестация сверхобычной силы, состоящей из 8 выдающихся способностей (напр., превращение в сверхмалые и сверхвеликие объемы, утрата веса, достижение любых сверхудаленных предметов, подавление чувственных желаний), приписываемых богам индуизма. Чаще всего В. Связывается с образом Шивы. Считается также, что через преданное поклонение этому богу и верующий может овладеть этим магич. Умением. Термин "В. " употребляется и в обобщенном значении силы, могущества, в части., является одним из эпитетов ..

Виваха

Брак, супружество) - свадебный обряд. Древнеиндийские тексты содержат описание т. Н. 8 форм брака. "брахма" - девушку выдают с приданым замуж за человека ее же сословия по договоренности родителей. "дайва" - дарение девушки брахману в благодарность за совершение обряда или др. Услугу. "арша" - за невесту требуют символический выкуп в виде быка или коровы. "праджапатья" - отец выдает дочь замуж без выкупа и приданого. "гандхарва" - брак по обоюдному согласию молодых. К этому типу брака относится ..

Виджняна

(от префикса "ви-", соответствующего рус. Рази корня "джня-" - знать) - начиная с упанишад, противопоставляется джняне как знание о многом, разном, с различением знающего и знаемого - знанию единого. В веданте виджнянамая коша, т. Е. "оболочка (Атмана, созданная из виджняны", составлена из интеллекта и осн. Способностей восприятия. Буддийское значение термина как "сознания, понятого процессуально", в индуистской философии не употребительно.А. Паривок. ..

Видья

(букв, ведение) - внерациональное знание, понимаемое в разных контекстах как компетенция в умениях и искусствах. Мистич. И магич. Знание, т. Е. "ведовство". Мистич. Знание, обретаемое методами йоги и/или тантр. Сверхрациональная интуиция, рассеивающая авидью и являющаяся непосредств. Причиной духовного избавления, мокши.А. Парибок. ..

Дополнительный поиск Вивекананда, Свами Вивекананда, Свами

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вивекананда, Свами" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вивекананда, Свами, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа