Вишишта-адвайта

277

(вада) - ограниченный недуализм (Бога и индивидуального духа) - философско-теологич. Учение Рамануджи, крупнейшего теистич. Мыслителя веданты. Согласно В.-а., бескачественный (нйргуна) Абсолют адвайты невозможен и немыслим. Брахман есть личный Господь Бог Вишну, т. Е. Сагуна Брахман. Единственно он вне причин, все прочее обусловлено. Он есть органическое целое, допускающее внутренние различия. Джива есть часть бога как особое его определение. Дживы вечны и зависят от бога, атомарны, отличны от тела, органов чувств, манаса и буддхи (интеллекта). Джива самотождествен в своих перевоплощениях, ответствен за поступки и расплачивается (или вознаграждается) за них согласно закону кармы. Карма выражает волю бога, ее неизменность свидетельствует о постоянстве природы бога.

Бог мог бы изменить карму, но не хочет того. Он же предвечно определил, что есть благо и зло. Начала мира не было. Отношения бога и человека подобны отношениям господина и подданного. Мир не есть просто иллюзия (против адвайты), а майя - это созидательная сила бога. Есть три вечных недуховных субстанции. Пракрити (материя), время и "чистая тойность" (вещество тела бога в периоды непроявленности мира и тел освободившихся джив). Причины нахождения джив в сансаре - неведение (подобно санкхъе или йоге) и карма. Спасение достигается не праведными поступками или сверхрациональной интуицией, а преданностью богу (бхакти) и его благодатью. Следование благочестию и обрядам - низшая степень преданности, высшая же заключается в полном вверении себя божьей воле.

Мокша есть освобождение от ограничений, но не исчезновение индивидуальности. Освобожденные дживы по способу существования тождественны богу, по природе отличны, обладают всеми божественными совершенствами, кроме вездесущности (они атомарны) и способности творить мир. Возможность дживанмукти отрицается. Освобожденные качественно не различны, могут общаться. В общефилософской сфере принимается в осн. Санкхья, в т. Ч. Саткарьявада.А. Парибок.

Значения в других словарях
Вишвамитра

Ведийский мудрец-риши (ему и его потомкам приписывается создание 3-й мандалы "Ригведы"). По рождению - кшатрий, подвижничеством добившийся статуса брахмана и ставший одним из семи великих риши (саптариши). Наставник-гуру Рамы в "Рамаяне", он известен своей враждой и соперничеством с другим, знаменитым начиная с "Ригведы", риши - Васиштхой.С. Невелева . ..

Вишварупа

(др -инд - обладающий всеми формами) - в ведийской и индуистской мифологии трехголовое существо демонич. Природы, сын Тваштара, похитивший коров и за это пораженный Тритой и Индрой ("Ригведа" X, 8, 8-9) или плотником (версия "Махабхараты"). Иногда В. Называют Триширас (трехголовый) или по имени отца - Тваштар. В. Богат скотом и лошадьми. Он - пурохита богов, хотя и принадлежит к асу рам. Более подробно говорится о В. В эпосе, где он иногда идентичен Вритре (в др. Случаях они - двоюродные братья)..

Вишну

В "Ригведе " второстепенное солярное божество, младший соратник Индры в битвах с демонами. Тем не менее основному ригведийскому деянию В. - его "трем шагам", охватывающим три сферы мироздания - землю, небо и промежуточное пространство, - свойствен космогонич. Характер (см. ТРИВИКРАМА). В брахманах, где начинается его возвышение, В. Отождествляется с жертвой в ее космогонич. Аспекте. В эпосе и пуранах В. - верховное полифункциональное божество, к-рому принадлежит роль спасителя людей в бедствии и..

Вишнуизм

Одно из главных, наряду с шиваизмом, направлений индуизма, монотеистич. Почитающее Вишну в кач-ве верховного божества, Абсолюта и одновременно - личностного бога, воплощающегося на земле в териоморфном или антропоморфном облике (см. АВАТАРА). Следы величия Вишну обнаруживаются в "Ригведе", где он известен своими "тремя шагами", интерпретируемыми традиционно в связи с солярностью образа как три фазы солнца или же, что более принято, в космогенетич. Плане - как устроение тройственной вселенной - з..

Дополнительный поиск Вишишта-адвайта Вишишта-адвайта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вишишта-адвайта" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вишишта-адвайта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 15 символа