Ганди, Мохандас Карамчанд

165

(1869-1948) - выдающийся политич., обществ, деятель, лидер национальноосвободит. Движения. Родился в приморском городе Порбандар (Гуджарат), принадлежал к варне вайшьев, однако был исключен из касты за несовершение очистительных обрядов после возвращения из Англии, где провел студенческие годы, изучая юриспруденцию. В 1893 отправился в Южную Африку, где в течение 21 года занимался адвокатской деятельностью и участвовал в борьбе за демократич. Права наемных рабочих, гл. Обр. Выходцев из Индии. В нач. 1915 возвратился в Индию, где первое время, по совету друзей, воздерживался от активной политич. Деятельности, но много ездил по Индии и знакомился с ее проблемами. Последующая жизнь Г. Тесно сливается с историей индийского национально-освободит.

Движения, фактическим вождем к-рого он остается до дня своей трагич. Гибели. 30 янв. 1948 Г. Был убит в Дели Натхурамом Годзе, индусом-фанатиком, связанным с коммуналистской орг-цией Хинду Маха Сабха. Войдя в мировую историю как крупный политик, в Индии Г. Воспринимается скорее как духовный Учитель, наставник - недаром там его называют Махатма, т. Е. Великая душа. Его жизнь - это постоянная борьба, но отнюдь не только с английскими колонизаторами и за освобождение Индии. Он боролся со всем, что угнетает и порабощает человека, за освобождение внутреннего божественного Я. И поэтому наиб, жестокую и непримиримую борьбу Г. Вел с самим собой, со своими страстями, желаниями, с действительными и мнимыми недостатками своего характера.

Его отношение к себе воспроизводило в миниатюре (и в более бескомпромиссной форме) стремление Г. Реформировать сознание и жизнь человека вообще, распространявшееся, кстаи сказать, не только на всех индийцев, но и на их британских "хозяев", а в перспективе - на весь род человеческий, на весь мир. По сути дела, весь мир, как и душа каждого человека, были для Г. Местом столкновения Божеств. Истины и человеч. Неправедности (к к-рой относились и личные пороки, и обществ, несправедливость, и дискриминационные законы гос-ва или обычаи об-ва). Союзником же Г. Был внутренний божественный глас в каждом человеке - будь то индус, мусульманин или их английский поработитель. К совести каждого и взывал Г. В своих политич. Обращениях и морально-этич.

Проповедях. Самооценки Г. Порой достаточно противоречивы. Он, напр., считал себя реформатором, но вместе с тем и правоверным индусом. Но хотя он, несомненно, придерживался нек-рых традиционных представлений, в целом его ре лиг. Воззрения вряд ли могут быть определены как ортодоксальные. К тому же они демонстрируют довольно ощутимое влияние джайнизма и христ-ва, что уводит их еще дальше от ортодоксального индуизма. Важной чертой его религ. Доктрины явилась своеобразная детеологизация, т. Е. Подмена собственно религ. Идей расплывчатыми морально-этич. Категориями. В учении Г. "религия" означает извечный и универсальный закон, в соответствии с к-рым строится жизнь и деятельность человека. Закон этот включает признание ненасилия, поиски истины, готовность к самопожертвованию, осознание добрых и светлых потенций в себе и, что особенно существенно, в оппоненте, отсутствие злобы, гнева против него, борьбу с несправедливостью, но не с людьми, творящими ее, защиту всего живого, непричинение зла и пр.

Терпимость к другим сочетается с беспощадной требовательностью к себе. Религия для Г. - это служение людям. Понятие "бог" у Г. Несет прагматич. Содержание - иногда это истина, иногда "закон, господствующий во всей жизни", а иногда атеизм атеиста. В любом случае это очень далеко от традиционного индуистского представления. Детеологизация убедит, иллюстрируется тем, что Г., выдвинувший сначала тезис "Бог есть истина", заменил его на "Истина есть бог" и считал это важнейшим из своих открытий. О реформаторском подходе Г. К религии свидетельствует поливариантность толкования им традиционных установок. Мн. Положения, заимствованные из ортодоксального индуизма, применяются им в обычном значении, но одновременно получают расширительную интерпретацию.

Так, принцип защиты коровы, о чем столь часто говорил и писал Г., расшифровывается и в старом и в новом смысле как нравств. Долг человека защищать все живое. Борьба с неприкасаемостью и проповедь ненасилия - наиб, важные стороны его религ. Реформаторства. Эта проповедь приобрела в гандизме значение законченной догмы, в результате чего конкретное вероучение в немалой степени подменяется в данной системе "религией ненасилия". Последняя, по мнению ее создателя, с одной стороны, носит всеобщий характер и адресована всему человечеству, с другой - имеет определенную национальную окраску, что якобы обусловлено не объективной генетической связью гандизма с религ.-философской традицией страны, а субъективными факторами.

Иными словами, Г. Считал, что выдвигаемые им принципы знаменуют не столько фазу развития индийской обществ, мысли (в т. Ч. И религ. Реформаторства) - это казалось ему второстепенным, - сколько некий универсальный закон, одинаково проявляющий свое действие (хотя в различных формах) в любых историч. Условиях.Р. Рыбаков.

Значения в других словарях
Ганди, Мохандас Карамчанд

(р. 1869) - руководящий деятель индийского национального движения. Гуджератец по национальности, индус по религии. Получил юридическое образование в Лондоне. С 1893 по 1914 вёл дела крупного индийского торгового дома в Южной Африке. Здесь Г. В значительной мере сложился как политический деятель и создатель религиозно-философского учения, получившего впоследствии название гандизма. Г. Успешно организовал местную индийскую колонию, подвергавшуюся, подобно всем "цветным", угнетению со стороны англи..

Ганапатья

Возникшая в средние века секта, члены к-рой поклонялись Ганеше как верховному богу и рассматривали прочих богов, в т. Ч. Брахму, Вишну, Шиву, как его воплощение.А. Дубянский. ..

Ганга

Свящ. Река индуизма и персонифицирующая ее богиня. Как река Г. Впервые упоминается в поздней X мандале "Ригведы", в роли почитаемого божества является впервые в "Артхашастре". В функции гл. Священной реки индоариев сменяет ведийскую Сарасвати, заимствуя у нее, в части., миф о нисхождении с небес. В индуистском мифе Г. Нисходит на землю по просьбе царя Бхагиратхи, с тем чтобы оросить прах его предков, без чего они не могут обрести посмертное блаженство. Падающую с небес Г. Принял на свою голову Ш..

Гандхарвы

Класс духов или полубогов. Параллели в мифологиях других индоевроп. Народов (напр., памирск. Жиндуры, греч. Кентавры) свидетельствуют о том, что данная мифологема восходит, по-видимому, к общеиндоевроп. Эпохе. Образы небесного духа Гандхарвы, связанного с сомой, в Ригведе и водного демона Гандаревы, связанного с хаомой, в Авесте - представляют собой, вероятно, результат некоей жреческой религ. Реформы в индо-иранский период. Изначально присутствовавшие в архаич. Мифологии индоариев множественные..

Ганеша

(Ганапати) - Властитель группы божеств, ганы, один из наиб, любимых и почитаемых богов, старший сын Шивы и Парвати. Изображается в виде маленькой фигуры с короткими руками и ногами, толстым животом и головой слона. Рождение Г. Излагается в мифах по-разному. Известна, напр., история о том, как Парвати из грязи и благовоний слепила человека и, омыв его в водах Ганги, поставила перед входом в свои покои. Когда появился Шива, новый страж преградил ему путь, и Шива тут же в гневе отрубил ему голову. ..

Дополнительный поиск Ганди, Мохандас Карамчанд Ганди, Мохандас Карамчанд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ганди, Мохандас Карамчанд" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ганди, Мохандас Карамчанд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 25 символа