Гобинд Сингх

205

Гуру (1- 7 окт. 1708) - десятый, последний сикхский гуру, великий реформатор сикхизма. Ему было 9 лет, когда мученической смертью погиб его отец, гуру Тегх Бахадур, защищая право сикхов на свою веру. Уже в столь юном возрасте гуру Гобинд Дас (тогда он еще назывался так) выказал беспримерные хладнокровие и силу духа во время трагических для сикхов событий и, как гласит традиция, поклялся, что такое более с сикхами не повторится. Г. Был человеком выдающихся личных качеств. Современники единодушно описывают его как очень красивого, талантливого и энергичного человека. Он был прекрасно образован. Знал несколько языков, классическую персидскую и санскр. Литературу, астрономию, географию и др. Науки, включая каллиграфию.

Был выдающимся поэтом, писавшим на брадже, и сочинил множество свящ. Для сикхов гимнов. В совершенстве владел воинскими искусствами.Он много занимался делами общины, обращая внимание не только на духовное воспитание ее членов, но и на ее боеспособность, к-рую он всесторонне укреплял. В жизни Г. Исследователи выделяют относительно спокойный период до 1688, к-рый он провел в Сирмуре в Гималаях. В это время открытых столкновений с Моголами не было, и гуру мог спокойно размышлять о судьбах сикхизма. Считается, что уже тогда он задумал грандиозные реформы. Гуру Г. Теологически обосновал новый подход к проблеме ненасилия, продумал моральный кодекс сикха, ритуал и религ, практику. В интерпретации Г. Бог получает новый эпитет - сарблох ("полностью железный") - наказывающий зло, сокрушитель тиранов.

Символ бога отныне - меч. А сикхи получают право на самозащит} с помощью меча - как крайнее средство в борьбе за правду. Гуру учил, что гибель на поле боя за святую цель - это именно тот конец, к-рого достоин благочестивый сикх. К 1688 относительно мирный период во взаимоотношениях с Моголами закончился, противостояние с падишахом Аурангзебом разгорелось вновь, начались открытые военные столкновения. Моголы не хотели допустить усиления сикхов, но покончить с ними им не удалось. Одержав ряд побед, гуру поселился в г. Анандпуре, где через несколько лет произошло важнейшее в истории сикхов событие - учреждение хальсы. Весенний праздник Байсакхи всегда был для сикхов поводом собраться возле гуру и весело встретить Новый год.

К празднику 30 марта 1699 Г. Приказал сделать особые приготовления, повсюду были разосланы приглашения, и всем предлагалось явиться вооруженными. Когда перед собравшимися появился гуру, он держал в руке обнаженный меч. Гуру предложил выйти вперед тем, кто готов принести свою жизнь в жертву за гуру и дхарму. Как гласит легенда, он увел первого вызвавшегося в шатер и вернулся оттуда с окровавленным мечом, повторяя свой вопрос. Не все сразу поняли, что происходит, и мн. Начали разбегаться в страхе. Но вот второй, третий человек вошли вслед за гуру в шатер, и всякий раз, возвращаясь с окровавленным мечом, он повторял свой вопрос. Пятеро, представители разных каст, пошли за гуру безоглядно. И тогда гуру вывел их всех из шатра, живых и невредимых.

Назвав этих верных людей Панч Пьяре (Пять Любимых), Г. Объявил, что посвящает их первыми в хальсу, к-рую сейчас утверждает. Так впервые была проведена церемония "пахул". Потом Панч Пьяре приняли в хальсу самого Г. Это событие - конституирование хальсы как воинственного бескастового братства, послужило укреплению сикхского об-ва. Враждебная реакция Могольских правителей не замедлила последовать. К 1705 события обострились настолько, что начались военные действия против сикхов по всему Пенджабу, Анандпур был осажден, и через несколько месяцев, когда в городе начался голод, взят Моголами. Большинство сикхов, включая троих из Панч Пьяре, были убиты в сражениях. Чудовищные испытания выпали на долю самого Г. Храбро сражались рядом с отцом и погибли в бою два его старших сына - 18 и 14 лет.

Захваченные в плен, мученически погибли от рук врагов младшие сыновья Г. - 9 и 7 лет заживо замурованные в стену в Сирхинде. Умерла от горя мать Г.К этому времени относится знаменитое письмо гуру Г. Могольскому падишаху Аурангзебу - т. Наз. "Послание о Победе" ("Зафарнама"). Это было обвинение Аурангзебу, к-рый не раз изменял договоренностям с сикхами. Считается, что после этого Аурангзеб решил заключить мир с сикхами, но вскоре умер, и все осталось без изменений. В Дели началась борьба за власть, в к-рой победил царевич Муаззам, ставший Бахадур Шахом. Г. Связывал с ним некоторые надежды, но переговоры ни к чему не привели, т. К. Религиозный фактор по-прежнему имел огромное влияние на политику Моголов. Приехав для этих переговоров на Декан, Г.

Решил поселиться в городе Нандере на берегу р. Годавари. Через нек-рое время здесь на него совершили покушение двое фанатиков-мусульман, ранив его в грудь. И Г. С. Начал было уже выздоравливать, но неосторожно натянул свой огромный лук, рана на груди вскрылась, и 7 окт. 1708 г. Г. Умер от кровотечения. Перед смертью гуру созвал сикхов, велел принести "Ади Грантх" и сказал, по преданию, такие слова. "Имейте "Ади Грантх" вместо меня". С тех пор сикхи верят, что "Ади Грантх"-это их вечный гуру, т. К. В ней представлено Слово всех гуру. Так прекратилась у сикхов традиция иметь живого гуру. К моменту гибели Г. Сикхи практически не имели никакой территории, и шла борьба за выживание. Но созданная Г. Хальса крепла, дух ее был несгибаем, и мн.

Победы пришли потом. Релит, сочинения Г. Собраны в т. Наз. "Книге десятого гуру" - "Дасван Грантх", к-рую сикхи почитают едва ли не наравне с "Ади Грантх", в к-рой, как считается, представлен всего один стих Г.Е. Успенская.

Значения в других словарях
Гаятри

(букв. Песня) - в др.-инд. Мифологии жена Брахмы и мать четырех Вед, а также "дваждырожденных" (или трех высших варн). Иногда Г. Представляют в виде птицы. Согласно традиции, Г. - жизненное дыхание. Г. Персонифицирует также ведийский стихотворный размер (три стиха по восемь слогов) и священный отрывок гимна "Ригведы", к-рый брахман должен мысленно повторять во время утренней и вечерней молитвы (см. САВИТРИ).В. Топоров. ..

Гирнар

Свящ. Гора (чуть выше 1 км) около Джунагадха в Саураштре. Славится большим количеством джайнских храмов. Самый известный среди них посвящен Неминатху, 22 тиртханкару. Построен в XII в.М. Альбедиль . ..

Говардхана

Название горы в окрестностях Матхуры, с к-рой связан один из важнейших эпизодов в мифологич. Биографии юного Кришны. Он запретил пастухам справлять ежегодное празднество Индры, а вместо этого велел поклоняться горе Г. И себе самому как божеству этой горы. Разгневанный Индра принялся заливать пастухов потоками дождя, но Кришна на одном пальце поднял гору Г. Высоко над головой и держал ее, как огромный зонт, под к-рым пастухи с их стадами семь дней и ночей укрывались от ярости бога дождя. В конце ..

Говинда

(Пастух) - имя Вишну-Кришны, связанное с солярностью ("коровы" в "Ригведе" - тучи или солнечные лучи), а также со скотоводч. Мотивами. См. Также ГОПАЛА (ГОПАЛ).С. Невелева . ..

Дополнительный поиск Гобинд Сингх Гобинд Сингх

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гобинд Сингх" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гобинд Сингх, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 12 символа