Гуна

352

(букв, нить. Вариант, нечто вторичное. Слой и др.) - свойство, качество. В вайшешике Г. - один из семи признаваемых в ней предметов слов", качество. Насчитывается 24 Г., каждая из к-рых присуща не менее чем одной субстанции, напр., Г. "вкус" - земле и воде, а Г. "удовольствие" - душе. В санкхье Г. - три взаимно соотносительных онтологии, аспекта любого природно сущего, взаимодействие и полагание результатов взаимодействия, суть к-рых - движущая сила, механизм разворачивания мира. Названия Г. Саттва - ясность, прозрачность, истовость. Раджас - энергия, пыл, движение и тамас - инертность, косность, тупость. При порождении мироздания из состояния растворенности живое и психическое образуется из праматерии с преобладанием саттвы.

Мертвое, неорганическое характеризуется перевесом тамаса. Проявление Г. В различных сущих описывается импрессионистически-образно, но в огромном большинстве случаев две Г. Из трех (пара может быть любой) противопоставлены как противоположности, а третья нейтральна к основанию противопоставления, напр., с саттвой связано знание ( + ), с тамасом - незнание ( - ), с раджасом - страстность (0). С саттвой - ясность (0), с тамасом - пассивность ( - ). С раджасом - активность ( + ) . Саттва соотносима с удовольствием ( + ) , раджас - со страданием ( - ), тамас - с отсутствием реакции (0) и пр. Т. Обр., Г. Как понятийное средство является также инструментом оценки и ориентации для выбора стратегии деятельности. Положительно оценивается всякое возрастание саттвы.

Избавление ума от тамаса, а затем и от раджаса суть важные этапы освобождения души, за к-рыми следует растождествление души с Г. И всем природным как таковым. Теорию Г. Санкхьи принимает и йога, а также и веданта, называя их "силами неведения". Теорию Г. Трактуют "Бхагавадгита ", "Мокшадхарма" и др.А. Паривок.

Значения в других словарях
Гуна

(санскр. Guna = род, свойство, более высокая степень) — термин индийских грамматиков, означающий известное отношение между гласными звуками двух различных видов одного и того же корня. Так, от корня cit (замечать, понимать, знать) Г. Будет cet и т. Д. Под Г. Разумелась, таким образом, первая полная или сильная степень вокализма у известного корня (см. Индоевропейский вокализм), или, как выражались прежде, первая степень "подъема" гласного. Индийские грамматики и следовавшие за ними европейские с..

Гуна

Гуня ж. Худая, ветхая, истасканная одежда, рубище. Заплатник, тяжелко сев. И вост. | поддевка, парусинник, ветхий полушубок или армяк, крытый простым холстом твер. Перм. | Рубаха, сорочка вят. | Ветошь, обноски, отрепье, тряпье, тряпица ряз. Пенз. Лохмотья у тряпки, мохры. Подбери гуни. Вишь гуни висят. Надо молодым гуню собрать, о свадебном подарке. | Вялый. Нерасторопный человек, сев. | Гуня мокрая, бранное грязный, неопрятный. Неряха и пьяница. Гунка, гунишка. Гунюшка умалит. Гунища увелич. Г..

Грихастха

Домохозяин, вторая ступень в законе четырех стадий жизни (варна-ашрама-дхарма). Закончив период ученичества и совершив обряд возвращения домой, "дваждырожденный" должен был как можно скорее вступить в брак. Совершение свадебного обряда следовало строгой системе правил и запретов. Брак был религ. Необходимостью и социальной обязанностью. Он преследовал 3 цели:1) исполнение религ. Долга посредством жертвоприношений,2) продолжение рода для обеспечения нормального посмертного существования предков и..

Грихья-сутры

Поздневедийские сочинения, посвященные домашнему ритуалу (грихья) ариев - "дваждырожденных". Большинство их относится к сер. I тыс. До н. Э. Написаны в прозе (сутра) чрезвычайно лаконич. Стилем, первонач. Облегчавшим запоминание текстов. Входили в состав ритуальных сборников (кальпа-сутра). Г. Составлялись в отдельных ведийских школах (Ашвалаяна, Шанкхаяна, Апастамба и т. Д.) и часто в деталях ритуала и подборе заклинаний (мантр) обнаруживают особую близость к той или иной Веде. Преимуществ, вни..

Гунастхана

В джайнизме стадия духовного освобождения.Выделяется 14 Г.1-я Г. Характеризуется нек-рыми случайными проблесками сознания как адекватного отношения к реальности;2-я Г. Является промежуточной стадией между 1-й и 4-й Г.;3-я Г. - стадия утверждения в правильном воззрении.4-я Г. - стадия осознанного принятия учения в результате медитаций или наставлений учителя, характеризуется наличием контроля - упашама над аффектами, душевным волнением из-за невозможности длительного феноменального существования ..

Гурдвара

(букв. "Врата Гуру") - сикхский храм, центр религ. И соц. Жизни сикхской общины. Мн. Г. Построены в исторических для сикхов местах и связаны с именами десяти гуру. Самая главная из них находится в г. Амритсаре - это т. Н. Золотой храм. В каждой Г. Помещается "Ади Грантх", вокруг к-рой и посредством к-рой совершаются сикхские ритуалы. Г. - центр обществ, жизни общины, где происходят все важнейшие мероприятия. При Г. Организуются школы. Г. Предоставляют ночлег и пропитание нуждающимся. Сикхское бл..

Гуна

Качество, особенность, атрибут или свойство. Качества пяти элементов. Все три качества являются составными частями всех людей (например, саттва, раджас и тамас. Благость, страсть и инерция. Или добродетель, порок и невежество.. ..

Гуна

(др.-инд. Guna, «качество», «свойство»), в мифологических представлениях и религиозно-философских воззрениях древних индийцев обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и непроявленных объектов. Это. Сатва - уравновешенное, гармоничное, благое начало, раджас - подвижное, страстное, деятельное, и тамас - косное, инертное, тёмное. Г. Связаны с осознанием сущности вещи, добром, счастьем (сатва), с возбуждением, удовольствием, бе..

Дополнительный поиск Гуна Гуна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуна" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 4 символа