Даршана

254

((интеллектуальное, духовное) видение, взгляды (на сущее)) - в Индии, начиная с последних веков до н. Э., форма существования, воспроизводства и развития общетеоретич. Мысли и результатов ее в виде текстов, охватывающей в зап. Понятиях в т. Ч. И филос. Проблемы (в самой инд. Культуре понятия философии нет). В целом делятся на ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные. К последним принадлежат локаята, джайнизм (как традиция мысли, не как религия) и 4 школы буддийской философии. Ортодоксальных школ обыкновенно называют 6. Ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога, но основание тому непрочно - наличие сутр или карик в качестве основного текста. На деле же число самостоятельно значимых Д. Было значительно больше.

Д. Грамматистов, несколько шиваитских Д. Кроме того, различий внутри направлений веданты явно больше, чем между санкхьей и йогой, а ньяя постепенно перестала заниматься общетеоретич. Проблемами, уступив это вайшешике, и сосредоточилась на логике и семантике. Т. Обр., представление о 6 ортодоксальных Д. - учебно-условное. Принадлежность к той или иной Д. Была в условиях существования института теоретич. Диспута (вада) для мыслителя непременной предпосылкой возможности выступить публично как мыслитель. Перед диспутом спорщику необходимо было заявить, с позиций какой Д. Будет он вести диалог. Каждая из Д. Характеризуется (для диспута в т. Ч.) большим набором уже заранее принятых и считающихся решенными положений, противоречие с к-рыми при заявке на следование данной Д.

Не допускалось, хотя краткость их формулировок оставляла простор интерпретациям. Нек-рые из этих положений относительно одного и того же предмета в разных Д. Были логич. Несовместимы, отсюда возможность аргументированного спора и необходимость для каждой Д. Иметь своей частью технику доказательства, т. Е. Рациональную аргументацию. Внутри же себя каждая Д. Характеризовалась традицией преподавания, и истолкования своего осн. Текста, осмысления диспутов с противниками, что отражалось в комментарии, часто строившемся по образцу диспута. Сначала точка зрения оппонента, потом ее опровержение и затем утверждение своего тезиса. Различия между ортодокс, школами иногда не сводятся к отдельным положениям, а отражаюта) стиль мышления (в вайшешике и ньяе - дискретизм, в санкхье - континуализм) иб) связь большинства Д., помимо общих проблем познания и бытия, еще и с конкретной предметной областью.Так, миманса исследует ритуал, йога - способы интеграции духа, ньяя - методологию мышления и познания, веданта - природу отношения конечного духа и абсолютного.

Большинство общефилос., категориальных понятий и проблем обсуждалось и решалось не внутри отдельной Д. И исходя из ее потребностей развития, а на стыке их, в ситуации спора. Так было с понятием причинности, проблемой связи слова и денотата, с филос. Антропологией (споры санкхьи, ньяи, школ веданты). В конце I тыс. Н. Э. Стали появляться признаки того, что ортодоксальные Д. Воспринимаются не столько как спорящие и противоречащие одна другой, сколько как дополняющие одна другую в целостной картине индуистского умозрения. Так, Вачаспати Мишра (IX в.) написал комментарии на тексты 6 Д., исходя каждый раз из внутренней т. Зр. На нее. В дальнейшем эта тенденция возобладала, что привело к исчерпанию санкхьей и йогой своей проблематики (в общетеоретич.

Части их поглотила веданта), в превращении мимансы в отрасль знания, преподаваемую, но не развиваемую, и в вытеснение ньяи из общей философии. В итоге мировоззренчески примерно с XIII в. Доминирует веданта в различных вариантах, ньяя превратилась в науку логики, другие Д. - в учебные предметы.А. Парибок.

Значения в других словарях
Даршана

(рассмотрение, учение) — общее название философской системы у индусов. Исходным пунктом всех шести Д. (Shad-darçana) является аксиома. "из ничего не бывает ничего" (ex nihilo nihil fit). Общая цель их — освобождение души от будущего рождения и существования (по учению о переселении душ) и уничтожение ее в душе мира. Эти шесть школ носят следующие названия. Ньяя, Вайсешика, Санкхья, Йога, Пурва-миманса, Уттара-миманса. С. Б.. ..

Дара Шукох

(1615-1659) - мыслитель и ученый, сын и наследник могольского императора Шах Джахана. В трактате "Маджмуа ал-бахрайн" ("Слияние океанов") отстаивал равную истинность индуизма и ислама, сравнил основные релит.-филос. Категории веданты и суфизма. Под заголовком "Cирр ал-асрар" ("Секрет секретов") перевел на фарси упанишады. Именно с этого перевода был впоследствии сделан лат. Перевод А. Дюперрона (1801-1802), впервые познакомивший европейцев с упанишадами. Потерпев поражение в борьбе за престол, Д..

Даршан

(видение) - гл. Цель индуиста, приходящего в храм или совершившего паломничество. Лицезрение образа бога или святого. Важно увидеть также связанные с богами священные места. Гималаи, Канъякумари, Ганга, святые города и т. П. Получение Д. Бога и святого предполагает, что и они видят паломника, обращают на него свое внимание, дают ему свою милость.А. Дубянский. ..

Даса, Дасью

В "Ригведе" определенно выступают и как некие демоны, и как аборигены Сев. Индии, враждебные племенам арийских завоевателей. Арийские боги Индра и Агни уничтожают их укрепленные поселения, в которых Д. Прячут свои богатые стада. Д. Описываются как "темнокожие", "безносые", "невнятно говорящие". Они обладают несметными стадами, но не приносят скот в жертву богам, как ведийские индоарии, поэтому их называют "скупцами", "не знающими жертвоприношений", "не имеющими религ. Обязанностей", "имеющими от..

Дасера

(Дашара, Дашахра)1) Праздник, отмечаемый в Вост. Индии (прежде всего, в Бенгалии) в месяце джетх (джъештха. Май-июнь) в память о нисхождении Ганги на землю. Во время праздника толпы его участников на берегах свящ. Реки совершают ритуальные омовения, а также приношения цветов и плодов.2) Праздник, приблизительно соответствующий осеннему равноденствию и отмечаемый почти по всей Индии (кроме Вост. И ряда р-нов Южн.) в первые 10 дней светлой половины м-ца ашвина (как правило, в начале окт.).Иногда р..

Дополнительный поиск Даршана Даршана

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даршана" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даршана, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа