Даршана
((интеллектуальное, духовное) видение, взгляды (на сущее)) - в Индии, начиная с последних веков до н. Э., форма существования, воспроизводства и развития общетеоретич. Мысли и результатов ее в виде текстов, охватывающей в зап. Понятиях в т. Ч. И филос. Проблемы (в самой инд. Культуре понятия философии нет). В целом делятся на ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные. К последним принадлежат локаята, джайнизм (как традиция мысли, не как религия) и 4 школы буддийской философии. Ортодоксальных школ обыкновенно называют 6. Ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога, но основание тому непрочно - наличие сутр или карик в качестве основного текста. На деле же число самостоятельно значимых Д. Было значительно больше.
Д. Грамматистов, несколько шиваитских Д. Кроме того, различий внутри направлений веданты явно больше, чем между санкхьей и йогой, а ньяя постепенно перестала заниматься общетеоретич. Проблемами, уступив это вайшешике, и сосредоточилась на логике и семантике. Т. Обр., представление о 6 ортодоксальных Д. - учебно-условное. Принадлежность к той или иной Д. Была в условиях существования института теоретич. Диспута (вада) для мыслителя непременной предпосылкой возможности выступить публично как мыслитель. Перед диспутом спорщику необходимо было заявить, с позиций какой Д. Будет он вести диалог. Каждая из Д. Характеризуется (для диспута в т. Ч.) большим набором уже заранее принятых и считающихся решенными положений, противоречие с к-рыми при заявке на следование данной Д.
Не допускалось, хотя краткость их формулировок оставляла простор интерпретациям. Нек-рые из этих положений относительно одного и того же предмета в разных Д. Были логич. Несовместимы, отсюда возможность аргументированного спора и необходимость для каждой Д. Иметь своей частью технику доказательства, т. Е. Рациональную аргументацию. Внутри же себя каждая Д. Характеризовалась традицией преподавания, и истолкования своего осн. Текста, осмысления диспутов с противниками, что отражалось в комментарии, часто строившемся по образцу диспута. Сначала точка зрения оппонента, потом ее опровержение и затем утверждение своего тезиса. Различия между ортодокс, школами иногда не сводятся к отдельным положениям, а отражаюта) стиль мышления (в вайшешике и ньяе - дискретизм, в санкхье - континуализм) иб) связь большинства Д., помимо общих проблем познания и бытия, еще и с конкретной предметной областью.Так, миманса исследует ритуал, йога - способы интеграции духа, ньяя - методологию мышления и познания, веданта - природу отношения конечного духа и абсолютного.
Большинство общефилос., категориальных понятий и проблем обсуждалось и решалось не внутри отдельной Д. И исходя из ее потребностей развития, а на стыке их, в ситуации спора. Так было с понятием причинности, проблемой связи слова и денотата, с филос. Антропологией (споры санкхьи, ньяи, школ веданты). В конце I тыс. Н. Э. Стали появляться признаки того, что ортодоксальные Д. Воспринимаются не столько как спорящие и противоречащие одна другой, сколько как дополняющие одна другую в целостной картине индуистского умозрения. Так, Вачаспати Мишра (IX в.) написал комментарии на тексты 6 Д., исходя каждый раз из внутренней т. Зр. На нее. В дальнейшем эта тенденция возобладала, что привело к исчерпанию санкхьей и йогой своей проблематики (в общетеоретич.
Части их поглотила веданта), в превращении мимансы в отрасль знания, преподаваемую, но не развиваемую, и в вытеснение ньяи из общей философии. В итоге мировоззренчески примерно с XIII в. Доминирует веданта в различных вариантах, ньяя превратилась в науку логики, другие Д. - в учебные предметы.А. Парибок.
Дополнительный поиск Даршана
На нашем сайте Вы найдете значение "Даршана" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даршана, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа