Даянанда Сарасвати, Свами

352

(1824-1883) - релит, реформатор, основатель об-ва "Арья самадж". Домонашеское имя, по-видимому, Мульшанкар Тивари, место рождения Д. С. Также точно не установлено. Несомненно то, что он происходил из Гуджарата. Согласно легенде, первые сомнения в необходимости идолопоклоннических обрядов появились у Д. С. Еще в детстве, когда, оставшись в храме Шивы в свящ. Ночь Шиваратри, он увидел, что крысы поедают жертвоприношения, оставленные у статуи бога, и осознал, что бог под покровом ночи не снисходит к предложенной ему верующими еде и что величественная статуя не бог, а бездушный камень. Мучимый вопросами бытия, он в 1846 уходит из дома, чтобы навсегда забыть о его существовании. В течение 10 лет он скитается по Индии, общается со странствующими святыми, испытывает множество трудностей и лишений.

С 1860 по 1863 Д. С. Проводит в Матхуре. Там, в качестве ученика слепого гуру Свами Вираджананды, он овладевает глубинами науки, казалось бы, весьма далекой от его темперамента - санскритской грамматикой. Но именно эти знания станут впоследствии мощным оружием пламенного реформатора в его борьбе с ортодоксальными пандитами. Он обращается к свящ. Текстам, громит своих оппонентов цитатами, говорит на санскрите так, что якобы забывает даже свой родной гуджарати. Пройдет несколько лет, и по совету Кешобчондро Шена он выучит хинди и будет говорить на языке простых людей, что сразу же неимоверно расширит его аудиторию. В 1874 Д. С. Публикует свой важнейший труд "Сатьяртха Пракаш" ("Свет истины"), в котором суммирует осн.

Идеи, выработанные им в бесчисленных дискуссиях. Провозгласив тезис об абсолютной истинности и непогрешимости Вед (по мнению нек-рых из знавших его - в чисто пропагандистских целях), он решительно отбросил все остальные свящ. Тексты как "испорченные человеком" и, следовательно, не идущие от бога. А уж дальше он не оставлял камня на камне от привычного пандитам индуизма, резко и едко критикуя политеизм, догмат об аватарах, практику идолопоклонства и, вслед за др. Реформаторами, обличал мн. Традиционно практиковавшиеся церемонии, обычаи, выступал против детских браков и (с оговорками) за вторичное замужество вдов. Значительную часть "Сатьяртха Пракаш", ставшей позднее библией арьясамаджистов, составляют главы, посвященные острому критическому разбору христ-ва, ислама, джайнизма, буддизма и сикхизма.

Особо нужно отметить выраженную антимусульманскую тенденцию этих глав. Однако у Д. С. Критика ислама и мусульман, игравшая важную роль в деятельности "Арья самадж", была вторичной по отношению к прославлению индуизма и отвержению христ-ва. Критика последнего представляла собой своего рода политич. Памфлет, обращенный против англичан. Учение Д. С. Было, безусловно, реформаторским и в главном совпадало с позицией брахмосамаджистов, несмотря на противоположность исходных идей, - и здесь, и там "очищение" индуизма означает отказ от многобожия, почитание Абсолюта, переосмысление традиции, пересмотр роли брахманов, апелляцию к авторитету разума и т. Д. Внешне учение Д. С. Более традиционно, чем рафинир. Реформаторство Брахмо самадж ", хотя суть в обоих случаях одна.

Д. С. Открыто националистичен, и это в полной мере сказалось в деятельности созданного им в 1875 общества "Арья самадж". Еще при жизни его основателя "Арья самадж" развертывает движение шуддхи (очищение), т. Е. Борьбу за возвращение в индуизм тех, кто когда-то перешел в ислам или христ-во. Д. С. Скончался при не выясненных до конца обстоятельствах в октябре 1883 в Аджмере в возрасте 59 лет. Подозревают, что он был отравлен.Р. Рыбаков.

Значения в других словарях
Дашанами

(десятиименные) - монахи-шиваиты, духовные наследники Шанкарачарьи, относящиеся к 10 орденам, созданным его учениками (по нек-рым данным, самим Шанкарой). Названия орденов таковы. Тиртха, Ашрама, Вана, Аранья, Гири, Парвата, Сагара, Сарасвати, Пури, Бхарати. Из них в наст, вр. Продолжают строго придерживаться аскетич. Образа жизни лишь принадлежащие орденам Тиртха, Ашрама, Сарасвати.Они носят с собой жезл (данду) и зовутся дандинами. Тела этих монахов после смерти не сжигаются, а либо погребаютс..

Дашаратха

Царь Солнечной династии, правивший в Айодхье. После совершения жертвенного обряда бездетным царем у него появляется четыре сына, и в их числе - Рама, герой "Рамаяны", инкарнация Вишну, к-рый является в облике кшатрия, чтобы покарать демона Равану, притеснявшего людей и богов.С. Невелева . ..

Двайта

(двоичность), или двайта-вада (дуализм) - филос.-теологич. Доктрина Мадхвы, крупного вероучителя ведан Дваркаты. Теистическая реакция на адвайту. Опирается не столько на насильственно толкуемые "Брахма-сутры", сколько на "Бхагавата-пурану". Брахман упанишад есть Господь Вишну. Совечна и совездесуща с ним супруга Лакшми, олицетворение его шакти (творческой способности). Демиург Брахма периодически творит миры по воле Вишну, Вою (ветер) посредничает между богом и дживами. Бог, дживы и неодушевл. М..

Двапара-юга

В мифологич. Хронологии третья из 4 юг. Она длится 2400 (2000 + 200 х 2 "время сумерек") "божественных лет" или 864000 человеческих. По сравнению с предыдущими двумя югами продолжается общий упадок, и дхарма опирается лишь на две "ноги". Людьми овладевают злоба и недовольство, распространяются болезни и др. Несчастья.М. Альбедиль. ..

Дополнительный поиск Даянанда Сарасвати, Свами Даянанда Сарасвати, Свами

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Даянанда Сарасвати, Свами" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даянанда Сарасвати, Свами, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 25 символа