Джайнизм

236

Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. Е. Опирающегося на ведийский канон, джайнизм - неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значение ненасилию - ахимсе, отшельничеству и монашеской жизни как условию высшей праведности. Эти черты роднят его с буддизмом. Есть и другие, более частные сходства, что давало основания некоторым исследователям рассматривать джайнизм как ответвление буддизма.В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти не известен на Западе (джайны не поощряли любопытства европейцев).

Между тем в самой Индии он имел значение не меньшее, чем буддизм, который с середины I тыс. Стал распространяться главным образом за ее пределами. Джайнизм границ Индии никогда не преступал. В ряде районов (Бихар, Гуджарат, Орисса, Южная Индия) он пустил глубокие корни и сыграл большую роль в развитии индийской культуры, особенно в средние века.В современной Индии джайнов очень мало - приблизительно 0,5% (около трех миллионов) населения, но их роль в жизни страны весьма заметна. Им принадлежат ключевые позиции в экономике (джайны занимаются в основном торгово-ростовщической деятельностью).Санскритское название религии джайна-дхарма ("учение победителей") происходит от термина "джина" - победитель, т. Е.

Тот, кто победил свою карму и вышел из круговорота жизней и смертей.Титулом Джина, а также Махавира (Великий герой) называли основателя вероучения Вардхаману. Согласно традиции, он был не первым, а двадцать четвертым провозвестником веры, тиртханкаром (создателем брода ("через океан бытия")) в ряду последовательно сменявшихся вероучителей. Истинное зарождение религии сами джайны относят к незапамятно далеким временам и связывают его с именем Ришабхи, первого тиртханкара.Легендарная биография Вардхаманы во многих чертах сродни жизнеописанию Будды. Он родился в 599 г. До н. Э. (по другим данным в 540 г. До н. Э.) и был сыном вождя джнятриков (его родовое имя Джнятрипутра) в племени личчхавов жившем в Вайшали. Его юность также протекала в царском доме и не была омрачена никакими тяготами.

Он получил приличествующее царевичу образование, в положенное время женился, у него родилась дочь. В 30-летнем возрасте, после смерти родителей, Вардхамана покинул родительский кров и стал отшельником. 12 лет бродил он по Индии нищим странником-аскетом, живя без одежды и почти без пищи. Он подвергал свою плоть самоистязаниям, занимался медитацией, участвовал в диспутах. Его главным оппонентом был глава секты адживиков Маккхали Госала. По истечении 12-летнего срока Вардхамана обрел высшее знание (кеваладжняна) и стал "победителем" - Джиной. Свое земное существование он окончил на 72-м году жизни в местечке Пава, недалеко от Раджагрихи (527 или 468 гг. До н. Э.).Еще при жизни Махавира Джина завоевал немалую популярность в некоторых областях Индии (современные штаты Бенарес, Бихар, западная Бенгалия).

У него были последователи и ученики. Вероятно, он пользовался поддержкой некоторых восточногангских правителей.Первые датированные сведения о джайнах относятся к маурийскЪй эпохе. Они содержатся в наскальных эдиктах Ашоки (III в. До н. Э.). По всей вероятности, приверженцем джайнизма был Чандрагупта и внук Ашоки Сампрати.В первые века новой эры джайны переселялись на юг, в Декан, и религия стала интенсивно распространяться в Южной Индии. Причиной переселения был, вероятно, жестокий голод, постигший страну в конце царства Чандрагупты. Переселение послужило толчком для раскола, разделившего общину на две секты. Переселенцы на юг требовали соблюдения обета наготы, установленного Махавирой. В противоположность им члены северной общины носили белые одежды.

Первые стали называться дигамбары (одетые пространством, т. Е. Нагие), а вторые - шветамбары (одетые в белое). В I в. Н. Э. Раскол утвердился окончательно. Деление на две секты сохранилось до наших дней, причем каждая из двух сект имеет подсекты. Разногласия между сектами затрагивают лишь частные вопросы теории и практики, но не касаются основ вероучения.На юге джайны прочно утвердились и пользовались поддержкой многих царствующих династий. Сатаваханов (до III в. Н. Э.), Кадамба (IV-VI вв.), Чалукьев (VI-VIII вв.), Паллавов (V-IX вв.). В V в. Джайнизм был здесь преобладающей религией, а джайнские ученые и поэты оказали огромное влияние на культуру. Так называемая "сангха Ваччхирананды", созданная в 470 г. В г. Мадурай, была идеологическим центром джайнизма на юге Индии.

С XIII в. Южноиндийский джайнизм стал клониться к упадку, и к концу XVI в. Джайнская община на юге заметно ослабела.По преданию, у Махавиры было 11 учеников-ганадхаров. Они сохранили его поучения в устной передаче в виде 14 разделов, называемых пувва (первые). Впоследствии каждый из 11 учеников составил по одной книге поучений, именуемых анга (часть). Именно они и составили ядро джайнского канона, утвержденного в Паталипутре (ныне г. Патна) в III в. До н. Э. 8 12-ю книгу были включены 14 разделов, но она утрачена. Окончательная кодификация канона произошла позже, спустя 9 веков после времени жизни Махавиры, на соборе в Валлабхе (Гуджарат) в V в.Дигамбары не признают этого канона, считая, что первоначальный священный вариант утерян, а в сохранившемся нет подлинных текстов, авторство которых они приписывают Ришабхе.

Авторитетные тексты дигамбаров составили более поздние произведения на пракритах и на санскрите. "Пратхамануйога" (исторические предания), "Каранануйога" (космологические тексты), "Дравйануйога" (религиозно-философские трактаты) и "Чаранануйога" (этические и ритуальные предписания).Канон шветамбаров, называемый Сиддханта или Агама, включает в себя 11 анг (разделов), 12 упанг (малых разделов) и несколько мелких произведений.Собрание текстов представляет собой трудновоспринимаемые краткие афористические высказывания, поэтому вскоре возникла обильная комментаторская литература к ним. Позже появились теологические философские трактаты, а также ряд специальных научных и художественных текстов.Джайнизм возник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт, характеристик, идей и понятий (карма, сансара, дхарма, нирвана, или мокша, и т.

Д.).Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини).В центре джайнской религиозно-философской доктрины - проблема бытия личности. В трактатах-сутрах излагается учение о пути к освобождению из круговорота бесконечной смены рождений и смертей. Оно может быть достигнуто обретением "трех сокровищ" (триратна). Правильным воззрением, или видением истины (самьягдаршана), правильным познанием (самьягджняна) и правильным поведением (самьягчарита).Правильное воззрение предполагает взгляд на мир в соответствии с джайнским каноном.

Согласно его установлениям, мир функционирует вследствие взаимодействия джив (живого) и 5 видов неживого. Пространства (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материи или вещества (пудгала) и времени (кала). Число джив, вечных и несотворенных, бесконечно. Ими обладают не только люди, боги, животные и растения, но и скалы, камни, воды и другие сущности и природные явления. Дживы взаимодействуют с кармической материей, обретают тела и рождаются в этом мире в виде живых существ, попадая в бесконечный круговорот сансары. Отношения живого и неживого проходят разные стадии, начиная от "притекания" кармического вещества к дживе и кончая мокшей - полным освобождением дживы от пут материального мира.

Разные фазы этого отношения описаны в категориях "правильного воззрения".Вторая "драгоценность" - "правильное познание" предписывает средства познания (прамана) и методы (найя). Джайнская теория эпистемологии была разработана весьма тонко и изощренно. Особую роль в ней играла доктрина неединственности (анэканта-вада), предполагающая условность и неполноту всякого высказывания об объекте познания. Уничтожение кармы может быть достигнуто через подвижничество, а предотвращение нового притока "кармического вещества" обеспечивается строгой дисциплиной. Она сводится к соблюдению основных обетов. Ненасилия, т. Е. Ненанесения вреда всем живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья), а также отказа от собственности и воздержанности от суетных привязанностей (апариграха).Обеты понимались буквально и строго.

Джайнам не разрешалось заниматься сельским хозяйством, так как оно было сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывалась строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежало процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых, а с наступлением темноты и вообще не выходили из дому.Подобные строгие аскетические учения и составили основу джайнской этики. Джайнские монахи должны были неукоснительно следовать суровым предписаниям устава. Для мирян, также входивших в джайнскую общину, правила были менее жесткими, но и полное освобождение для них было недоступно.

К общеиндийскому фонду идей восходят и джайнские классификационные схемы, запечатленные в его космологии, мифологии и других комплексах представлений, отразивших джайнскую картину мира.Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров. Значительное место в джайнской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими.Обрядовая жизнь джайнов-мирян в своих основных частях повторяет индуистский жизненный цикл. В общем джайнские общины встроились в индуистскую социальную структуру, образовав в ней особые касты..

Значения в других словарях
Джайнизм

одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. До н. Э. Основателем Д. Считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины («победителя») — отсюда название учения. В ходе своего развития Д. Разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные. Секта дигамбаров, т. Е. Обнажённых (буквально — «одетых странами света»), и секта шветамбаров («одетых в белое»). Ядро религиозно-философской литературы Д. —..

Джайнизм

ДЖАЙНИЗМ - религия в Индии (ок. 3 млн. Последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. До н. Э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для..

Джайнизм

ДЖАЙНИЗМ, религия> в Индии (около 3 млн. Последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. До нашей эры). Как и буддизм>, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет> Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана>), достижимое, согласно джайн..

Джайнизм

Одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.Джайнизм возник в 5 в. До н.э. В шраманский период индийской цивил..

Джайнизм

Буддизм, религия. ..

Джайнизм

Религия в Индии (ок. 3 млн. Последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. До н. Э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, со..

Джайнизм

ДЖАЙНИ́ЗМ -а. М. Одна из религий Индии, возникшая в 6 в. До нашей эры и сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм, запрещение убийства и причинения вреда любому живому существу.. ..

Джайнизм

— одна из религий в Индии, возникла в VI в. До н. Э. Центральное место в учении занимает понятие о вечной душе, которая может последовательно вселяться в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы. Существует 2 основных направления Д. Дигамбары, полагающие, что древние тексты утрачены, отказывающиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, которые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее стро..

Джайнизм

Одна из религий Индии, ныне насчитывающая ок. 2 млн. Последователей (джайнов). Назв. Происходит от Джины (санскр. - победитель) - прозвища, к-рое было дано основателю монашеской общины джайнов Вардхамане Махавире (6 в. До н.э.). Д. Зародился как религия, оппозиционная брахманизму. Он отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех четырех варн, уравняв шудров с чл. Высших варн в праве на "спасение". Однако Д., как брахманизм и буддизм, признает переселение душ и учит, ..

Джайнизм

ДЖАЙНИЗМ (санскр. Джина - победитель) - одна из древнейших религий Индии, возникшая в 6 в. До н.э. И сохранившаяся до наших дней, а также религиозно-философское учение. Иногда Д. Как религию не правомерно называют сектой буддизма. Приверженцы Д., джайны, утверждают, что эту религию им из древности передали 24 пророка-учителя, первым из которых считается Ришабха, а последним - Вард-хамана, получивший впоследствии имена Махавиры (Великий герой) и Джины (победитель), т.е. Того, кто победил карму и ..

Джайнизм

(санскр. Джина - победитель) - одна из древнейших религий Индии, возникшая в 6 в. До н.э. И сохранившаяся до наших дней, а также религиозно-философское учение. Иногда Д. Как религию не правомерно называют сектой буддизма. Приверженцы Д., джайны, утверждают, что эту религию им из древности передали 24 пророка-учителя, первым из которых считается Ришабха, а последним - Вард-хамана, получивший впоследствии имена Махавиры (Великий герой) и Джины (победитель), т.е. Того, кто победил карму и устранил ..

Джаджмани

Принятое в социологии, лит-ре название системы взаимного обслуживания членами разных каст друг друга на определенной огранич. Территории. В круг предоставляемых по системе Д. Продуктов и услуг входят ремонт сельскохозяйств. Инвентаря (со стороны кузнеца и плотника), снабжение кожевенными изделиями, глиняной и медной посудой (кожевенник, гончар, медник), ритуальные услуги (брахман), бытовые услуги (прачка и цирюльник), труд на полях (гл. Обр. Представители неприкасаемых каст). Земледельцы и земле..

Джаймини

(ок. IV-III вв. До н. Э.) - автор "Миманса-сутр", основного текста системы (щрва)миманса. Др. Сведений нет.А. Парибок. ..

Джамбудвипа

В эпико-пуранической космографии - имеющий форму лотоса один из 7 материков (континентов), разделенных 7 морями. См. ДВИПА.С. Невелева . ..

Джан Сангх

(правильнее "Бхаратия джан сангх" - "Союз индийского народа") - политич. Партия, создана в 1951, самораспустилась в 1977, воссоздана как Бхаратия джаната парти в 1980. ДС, созданная коммуналистскими лидерами сходившей с политич. Сцены партии Хинду маха сабха (ХМС) и остававшейся в тени орг-ции полузакрытого типа Раштрия сваямсевак сангх (РСС), на протяжении своей истории выступала как осн. Представитель "парламентского коммунализма ". Идеологически насквозь коммуналистская, инфильтрованная сверх..

Джайнизм

Джайнизм - одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее. Джайнизм возник на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской к. ..

Дополнительный поиск Джайнизм Джайнизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джайнизм" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джайнизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа