Джива 2

229

В джайнизме духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействием времени от состояния полной неразвитости (нигода-д.) до совершенства (сиддха-д.). Определяющим признаком Д. Является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на известном этапе развития Д. Как сознание. Развивающийся Д. Имеет сложную структуру, т. К. Находится в определенных отношениях с адживой, неживой природой, и стремится освободиться от нее. Поскольку связующим звеном между Д. И адживой служит особое - "кармическое" - вещество адживы, или просто кармы, то именно через кармы характеризуется собственная сущность (свататтва) Д. Она представляет собой напряженное поле пяти состояний (бхава).

Подавления карм, разрушения, одновременного подавления и разрушения карм, результирующее от карм состояние и естественное (паринамика) состояние Д., независимое от карм. Понятие состояния служит основой дальнейшей классификации психических процессов и свойств Д. Д. Имеет тело (шарира) и ауру (лешья), т. Е. Невоспринимаемый для обычного человека ореол, цвет, запах и вкус к-рого зависят от нравств. Качеств личности. Чем они выше, тем светлее лешья. Тела имеются пяти видов. Обычное тело земных существ - "пищевое" (санскр. Аударика), состоящее из съеденной пищи. Если в процессе метампсихоза Д. Рождается не земным существом, а божеством или демоном, то он будет владеть "изменчивым" (вайкрия) телом, меняющимся по желанию владельца.

Третий вид тела - "выделяемые" (ахарака) тела, эманируемые при необходимости развившими оккультные способности аскетами. Четвертый вид тела - "огненное" (тайджаса), пятое - "кармическое", состоящее из частиц "кармического" вещества. Смерть и рождение понимаются в джайнизме как соединение и разлучение Д. С "пищевым" или "изменчивым" телом.А. Терентьев.

Значения в других словарях
Джаты

Численно доминирующая и играющая важную роль в сикхской общине земледельческая каста. Предполагают, что Д. - пастушеские племена, к-рые пришли в Пенджаб из Синда через Мультан в VII-IX вв. И далее расселялись на восток по реке Ямуне, становясь земледельцами. Провозглашенное сикхскими гуру равенство всех каст перед богом соответствовало унаследованным от предков эгалитаристским представлениям Д. Начиная со времени третьего гуру Амар Даса и особенно при пятом гуру Арджуне и его преемниках сикхская..

Джива 1

(от корня жить, быть живу) - первоначально "жизненное начало в человеке", затем терминологически уточнено как "индивидуальный дух конечного существа", в отличие от Бога или от Абсолюта, понимаемого безлично. Часто в сочетании "дживатман" - "индивидуум как самость, Атман", в отличие от "Параматмана" - высшей самости, Абсолютного.А. Парибок. ..

Дживанмукта

(вживе ос вободившийся (от сансары)) - святой, полностью до физической смерти освободившийся от желаний и следов былой кармы, преодолевший авидью.Описывается апофатическипарадоксально. Он как бы пребывает во сне без сновидений, спит бдя, бдит во сне, не имеет ума (манаса), вечно счастлив, не желает ничего, беспристрастен и равно ко всем добр, вовсе в себе не заинтересован и пр. С внешних позиций неотличим от обычного хорошего человека, но на деле вполне вне мира. Ньяя и вайшешика возможности быт..

Джина

(санскр. Победитель) - титул, к-рый в инд. Религиях, наряду с термином буддха - пробужденный, применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша). И джайнизм, и буддизм пользуются обоими словами, и названия этих религий производны именно от них. См. МАХАВИРА.А. Терентьев. ..

Дополнительный поиск Джива 2 Джива 2

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джива 2" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джива 2, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа