Дживанмукта

184

(вживе ос вободившийся (от сансары)) - святой, полностью до физической смерти освободившийся от желаний и следов былой кармы, преодолевший авидью.Описывается апофатическипарадоксально. Он как бы пребывает во сне без сновидений, спит бдя, бдит во сне, не имеет ума (манаса), вечно счастлив, не желает ничего, беспристрастен и равно ко всем добр, вовсе в себе не заинтересован и пр. С внешних позиций неотличим от обычного хорошего человека, но на деле вполне вне мира. Ньяя и вайшешика возможности быть Д. Не признают. Нет свободы в теле, но лишь от тела. Так же и миманса. Санкхъя признает такой результат садханы, не употребляя сам термин. В основном термин принадлежит школам веданты. Трудности теоретич. Понимания бытия Д.

Огромны. Как можно осмыслить бытие сознания, длящееся после окончательного осуществления всех смыслов для сознания?А. Парибок.

Значения в других словарях
Джива 1

(от корня жить, быть живу) - первоначально "жизненное начало в человеке", затем терминологически уточнено как "индивидуальный дух конечного существа", в отличие от Бога или от Абсолюта, понимаемого безлично. Часто в сочетании "дживатман" - "индивидуум как самость, Атман", в отличие от "Параматмана" - высшей самости, Абсолютного.А. Парибок. ..

Джива 2

В джайнизме духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействием времени от состояния полной неразвитости (нигода-д.) до совершенства (сиддха-д.). Определяющим признаком Д. Является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на известном этапе развития Д. Как сознание. Развивающийся Д. Имеет сложную структуру, т. К. Находится в определенных отношениях с адживой, неживой природой, и стремится освободитьс..

Джина

(санскр. Победитель) - титул, к-рый в инд. Религиях, наряду с термином буддха - пробужденный, применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша). И джайнизм, и буддизм пользуются обоими словами, и названия этих религий производны именно от них. См. МАХАВИРА.А. Терентьев. ..

Джйотишка

(Светила) - третье из четырех осн. Классов джайнских божеств, в к-рый входят следующие роды. Солнца, луны, планеты, созвездия - "лунные дома" (накшатры), звезды. Солнца и луны являются правителями-индрами, в свиту каждой пары солнце+луна входят 38 планет, 28 созвездий и 66 975 х 1014 звезд. Все они вращаются вокруг горы Меру в драгоценных колесницах, влекомых тысячами божеств, имеющих на Востоке облик львов, на Западе - быков, на Юге - слонов и на Севере - лошадей. Своеобразие астрономии джайнов..

Дополнительный поиск Дживанмукта Дживанмукта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дживанмукта" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дживанмукта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа