Джнина-марга

184

(путь (к) сверхрациональной интуиции, знания единого) - один из типов духовного пути в традиции. Считается, что Веды в целом содержат наставления о двух путях. Карма-марге, т. Е. Пути (ритуально) праведных поступков, и Д.-м. - спекулятивном пути. Исконно полагали, что к освобождению (мокше) ведет лишь Д.-м., но не карма-марга. Систематизацией первого пути занята (пурва) миманса, второго - (уттара) миманса, т. Е. Веданта, свящ. Же тексты, содержащие откровения о нем, суть в осн. Упанишады. Если карма-марга связана с мирской жизнью домохозяина, отправлением ритуалов, исполнением соц. Долга (см. ДХАРМА) и равновесием между обращенностью к миру и внутрь себя, то Д.-м. Обращает внимание целиком внутрь, а затем снимает саму противоположность внешнего и внутреннего.

Это постижение на личном опыте тождества Атмана и Брахмана, достигаемое культивированием высших интеллектуальных способностей, сверхрациональной интуиции и путем продумывания великих речений упанишад. "Все сие - Атман", "Я есмь Брахман" и др. Ритуалы отвергаются за ненужностью, путь асоциален, предполагает монашество (санньясу) и соотносится с карма-маргой как эзотерическая и экзотерическая часть единой ведийской традиции. Различение Д.-м. И карма-марги есть и в "Бхагавадгите", но там начинается смена акцентов, приведшая в дальнейшем к переосмыслениям. Д.-м. - путь для личностей высокоинтеллектуального типа, к-рым опыт дается через мышление. Наряду с ним есть пути самовверения себя Господу (бхакти). Интеграции себя и освобождения посредством этого в раджа-йоге.

Иерархическое упорядочение Д.-м. И карма-марги также неоднозначно и зависит от конкретной традиции (так, Рамануджа выше ставит карма-маргу). С возникновением адвайта-веданты Шанкары и оформлением адвайтистского монашества Д.-м. Стала синонимом этого пути. Д.-м. Не предполагает специальной работы над телом и лингашарирой, реализуемое им освобождение не дарует сиддхи. Известнейший достигший венца пути Д.-м. В нашем веке - Рамана Махариши.А. Парибок.

Значения в других словарях
Джина

(санскр. Победитель) - титул, к-рый в инд. Религиях, наряду с термином буддха - пробужденный, применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша). И джайнизм, и буддизм пользуются обоими словами, и названия этих религий производны именно от них. См. МАХАВИРА.А. Терентьев. ..

Джйотишка

(Светила) - третье из четырех осн. Классов джайнских божеств, в к-рый входят следующие роды. Солнца, луны, планеты, созвездия - "лунные дома" (накшатры), звезды. Солнца и луны являются правителями-индрами, в свиту каждой пары солнце+луна входят 38 планет, 28 созвездий и 66 975 х 1014 звезд. Все они вращаются вокруг горы Меру в драгоценных колесницах, влекомых тысячами божеств, имеющих на Востоке облик львов, на Западе - быков, на Юге - слонов и на Севере - лошадей. Своеобразие астрономии джайнов..

Джняна

Метафизическое знание, понимаемое не как обладание информацией и знание о чем-то, но как сверхсодержательное, поэтому невыразимое и непередаваемое знание единого, абсолютного, меняющее бытие сознания, в к-ром возникло и приводящее к мокше. Противопоставляется виджняне как содержательному знанию о разном. Результат джняна-йоги, т. Е. Преимущественно адвайта-веданты, понятой как садхана.А. Парибок. ..

Джняна-панчами

Праздник, связанный с 5-м днем осеннего месяца карттика (ноябрь-декабрь). Это день почитания праведного знания.В это время поклоняются свящ. Текстам и проводят обряд очищения книг (от грязи, пыли, насекомых).О. Горовая. ..

Дополнительный поиск Джнина-марга Джнина-марга

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джнина-марга" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джнина-марга, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа