Дхарма

290

(от корня "дхар" - поддерживать) - то, на чем держится (нечто - или мир, общество) - важнейшее понятие инд. Культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как "правило", "право", "мораль", "нравственность", "религиозный долг", "закон", "обязанности", "правда", "устои" и т. П. Рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение к-рых является необходимым условием поддержания космического порядка. В кач-ве основы мироздания Д. Неразделима с Истиной (рта, сатья). Применительно к об-ву Д. В целом охватывает сферу надындивидуальных норм жизни и является одним из понятий, ' составляющих триваргу ("троицу") - наряду с выгодой (артха) и удовлетворением чувственных желаний (кама).

Индуизм часто определяется как варна-ашрама-Д., т. Е. Сословно-кастовая Д. И Д. Стадий жизненного пути человека. Др. Самоназвание индуизма - санатана-Д., т. Е. Вечная Д. Д. Посвящена обширная санскр. Лит-ра (прежде всего дхарма-шастра). Иногда выделяется нек-рое кол-во понятий, составляющих "общую Д. Людей". Правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда живым существам (ахимса) и др. Но осн. Внимание уделяется соблюдению каждым своей "собственной Д.", зависящей от происхождения, социального статуса, возраста и т. П. Соответственно содержание дхарма-шастр, как правило, сводится к изложению Д. Варн и ашрам - стадий жизни. В "Бхагавадгите" подчеркивается, что "наилучшее - преданность собственной дхарме". Эта "собственная Д. " стоит выше правил общечеловеческой морали.

Так, для брахманов превыше всего - изучение Вед и обучение им, отправление жертвоприношений и ритуалов самим и по заказу, принятие и дача даров. Д. Кшатриев - защита об-ва от насилия и управление им (кстати, она включает в себя обязанности сражаться, т. Е. Прямо нарушать требования ахимсы). Д. Вайшьев - земледелие, скотоводство, торговля. Индивид обязан беспрекословно подчиняться традиц. Нормам своего коллектива. Д. Кастовой, клановой, местной. В первой же стадии жизни ария его Д. - образование. Затем, с началом семейной жизни, праведный заработок согласно сословию и касте, содержание семьи, отправление ритуалов, почтение к брахманам. К концу жизни соц. Аспект Д. Сворачивается. Ведийскую Д. Специально изучает миманса, в вайшешике Д.

Определена как "причина преуспеяния и избавления". Второе впоследствии переходит к понятию мокши как добавлению к триварге. В общедуховной культуре заметно напряжение между Д. И мокшей. Их альтернативность, сравнительная значимость, стадиальность являются часто обсуждаемой проблемой. Изнач. Источником Д. Признается свящ. Откровение (Веда, шрути), источником вторичным - свящ. Предание (смрити, дхарма-шастра), а также обычаи, сохраняющиеся из поколения в поколение (и, по индийским представлениям, восходящие к какому-то утерянному ведийскому тексту). Д. В принципе считается вечной и неизменной (хотя строгость ее исполнения существ, зависит от мирового периода - юги). Авторитетом в области абсолютной Д. Является собрание ученых брахманов, если же речь идет об особой Д.

Касты, рода или деревни - старейшины, руководящие соответств. Общины (панчаят). Несоблюдение Д. Карается наложением покаяний, изгнанием из касты или др. Формами обществ, бойкота. Виновный, по индийским представлениям, заслуживает худшее перерождение по закону воздаяния (карма). И напротив, лучшее перерождение обеспечивает себе тот, кто "накапливает Д. " как некую материальную субстанцию религ. Долга. Термин Д. Употребляется и в ограничительном значении "устои такого-то духовно-религ. Направления". Д. Вишнуитов и пр. Также - самоназвание буддизма как традиции и ее содержания.А. Вигасин,А. Парибок.

Значения в других словарях
Дхарма

(санскр.) слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий. Закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны (См. Варна) и Касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души или даже высвобождение души из-под действия кармы (См...

Дхарма

ДХАРМА (санскр.) - 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений. Вечный моральный закон (аналог абсолюта). Нравственно-социальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.2) В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности. Дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают. Волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.. ..

Дхарма

ДХАРМА (санскритское - закон>, порядок, долг, справедливость>, качество, характер>, природа), Понятие> древнеиндийской мысли. Некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон>. В более узком смысле - долг, добродетель. Понятие> дхармы употреблялось в школах индийской философии, признающих авторитет> вед. В буддизме - вечные и неизменные элементы безначального и безличного жизненного процесса, своеобразные "вспышки" психофизической энергии.. ..

Дхарма

Учение, закон, мораль. ..

Дхарма

ДХА́РМА -ы. Ж. В буддизме. Мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания.. ..

Дхарма

- термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе. Артха (польза), кама (удовольствие), Д. (справедливость), мокша (духовная свобода).. ..

Дхарма

Совокупность норм, определяющих добродетельного человека.. ..

Дхарма

(санскр.) - слово, употреблявшееся в древней и ср.-век. Лит-ре Индии для выражения самых разнообразных понятий. Закон, религия, долг, справедливость, душа, естество, характер, обычай и т. Д. Из всех этих понятий осн. Является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религ., нравств., обществ., семейных обязанностей, выполнение к-рых якобы обеспечивает высвобождение души человека из-под действия кармы и вечное счастье в загробной жизни. Согласно веро..

Дхарма

ФА1. "Закон" ("образец", "правило", "метод"). Категория кит. Философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. Нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле Ф. - юридич. Закон, противостоящий природной "благодати/добродетели" - дэ ( 1 ) (ср. Дихотомию закона и благодати в христианской традиции), а в социально-правовом аспекте оппозиционный ритуальной "благопристойности" (ли (2)). У Мо Ди (5 в. До н.э.) Ф. Тянь ("небесный образец")- общее правило, к-ро..

Дхарма

ДХАРМА (санскр. Dharma, тиб. Chos, кит. Fa., яп. Ho - закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) - одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. - истинная реальность, основа мира, онтологи-чеекое начало бытия. Этически - это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни - ритуал, обязанность. В "Махабхарате" среди множества формулировок выделяется. "Satiat nasti paro dharman" - "Н..

Дхарма

(санскр. Dharma, пали dhamma) - фундаментальная универсалия инд. Культуры, не поддающаяся однозначному переводу на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающая порядок, норму, закон существования и развития как космоса, так и социума. Истоки понятия Д. Восходят к Ригведе, где многократно встречается слово дхарман (от глагола дхар - держать, поддерживать), имеющее преимущественно значения "защита", "опора", "крепкое установление", "закон", "по..

Дурга

(букв, удаленная, недосягаемая) - супруга Шивы, воплощение его энергии (шакти). Одна из самых популярных богинь в индуизме, под именем Дэви особо почитается шактистами. Д. Является непременным членом женской верховной божеств, триады, вместе с Сарасвати и Лакшми, иногда выступает одной из 4 - Джьештха, Д., Лакшми и Сарасвати, к-рые, как считается, символизируют соответственно Разрушение/Творение, Защиту, Богатство и Знание. Множество адептов Д. Обнаруживается в Бенгалии, Ассаме, Бихаре, Ориссе, ..

Дурьодхана

(Неодолимый) - главный из 100 братьев-Кауравов, соперников Пандавов героев "Махабхарапгы", наследник престола, злоупотребляющий привязанностью к нему отца, слепого царя Дхритараштры.С. Невелева . ..

Дхарма-сутры

Др.-инд. Тексты, принадлежащие литературе о дхарме (см. ДХАРМА-ШАСТРЫ). Посвящены изложению повседневных религ. Обязанностей (дхармы) "дваждырожденного" (прежде всего брахмана), зависящих от стадии жизни (ашрамы), в к-рой он находится (см. ДВИДЖА). Брахманскому ученику, напр., предписывается соблюдать целомудрие, почитать учителя-гуру, собирать милостыню, учить Веды в надлежащее время. Домохозяину подобает проявлять особую заботу о совершении жертвоприношений и др. Благочестивых дел, не нарушать..

Дхарма-шастры

Санскр. Сочинения, посвящ. Изложению осн. Заповедей индуизма, правильного поведения - дхармы. В широком смысле к Д. Причисляют и ведийские учебники дхармы - дхармасутры. В узком смысле под Д. Имеют в виду лишь более поздние (перв. Пол. I тыс. Н. Э.) произведения (смрити), прежде всего "Ману-смрити" и "Яджнавалкъя-смрити ". В отличие от дхарма-сутр последние не были связаны с к.-л. Отд. Школами ритуала. Составленные обычно в стихах, тем же размером, что и эпические поэмы, они предназначались для ..

Дхарма

Дхарма (санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий древне-индийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме,. ..

Дхарма

То, что является установленным и прочным. Закон, устав, указ. Употребление, практика, предписанное поведение. Долг. Право, справедливость. Добродетель, нравоучение, религия. Этические объекты восприятия. Справедливый божественный порядок.. ..

Дхарма

(Санскр.) Священный Закон. Канон буддистов.. ..

Дхарма

(санскр. Dharma, пали dhamma). 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» - закона, морального правопорядка, добродетели. Д. В мифах - либо сам сын Брахмы и один из Праджапати, либо сын Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы. Жёнами Д. Считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо абстрактное достоинство, входящее в круг представлений о «дхарме» (славу, счастье, твёрдость, веру и т. П...

Дополнительный поиск Дхарма Дхарма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дхарма" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дхарма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа