Дхарма
(от корня "дхар" - поддерживать) - то, на чем держится (нечто - или мир, общество) - важнейшее понятие инд. Культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как "правило", "право", "мораль", "нравственность", "религиозный долг", "закон", "обязанности", "правда", "устои" и т. П. Рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение к-рых является необходимым условием поддержания космического порядка. В кач-ве основы мироздания Д. Неразделима с Истиной (рта, сатья). Применительно к об-ву Д. В целом охватывает сферу надындивидуальных норм жизни и является одним из понятий, ' составляющих триваргу ("троицу") - наряду с выгодой (артха) и удовлетворением чувственных желаний (кама).
Индуизм часто определяется как варна-ашрама-Д., т. Е. Сословно-кастовая Д. И Д. Стадий жизненного пути человека. Др. Самоназвание индуизма - санатана-Д., т. Е. Вечная Д. Д. Посвящена обширная санскр. Лит-ра (прежде всего дхарма-шастра). Иногда выделяется нек-рое кол-во понятий, составляющих "общую Д. Людей". Правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда живым существам (ахимса) и др. Но осн. Внимание уделяется соблюдению каждым своей "собственной Д.", зависящей от происхождения, социального статуса, возраста и т. П. Соответственно содержание дхарма-шастр, как правило, сводится к изложению Д. Варн и ашрам - стадий жизни. В "Бхагавадгите" подчеркивается, что "наилучшее - преданность собственной дхарме". Эта "собственная Д. " стоит выше правил общечеловеческой морали.
Так, для брахманов превыше всего - изучение Вед и обучение им, отправление жертвоприношений и ритуалов самим и по заказу, принятие и дача даров. Д. Кшатриев - защита об-ва от насилия и управление им (кстати, она включает в себя обязанности сражаться, т. Е. Прямо нарушать требования ахимсы). Д. Вайшьев - земледелие, скотоводство, торговля. Индивид обязан беспрекословно подчиняться традиц. Нормам своего коллектива. Д. Кастовой, клановой, местной. В первой же стадии жизни ария его Д. - образование. Затем, с началом семейной жизни, праведный заработок согласно сословию и касте, содержание семьи, отправление ритуалов, почтение к брахманам. К концу жизни соц. Аспект Д. Сворачивается. Ведийскую Д. Специально изучает миманса, в вайшешике Д.
Определена как "причина преуспеяния и избавления". Второе впоследствии переходит к понятию мокши как добавлению к триварге. В общедуховной культуре заметно напряжение между Д. И мокшей. Их альтернативность, сравнительная значимость, стадиальность являются часто обсуждаемой проблемой. Изнач. Источником Д. Признается свящ. Откровение (Веда, шрути), источником вторичным - свящ. Предание (смрити, дхарма-шастра), а также обычаи, сохраняющиеся из поколения в поколение (и, по индийским представлениям, восходящие к какому-то утерянному ведийскому тексту). Д. В принципе считается вечной и неизменной (хотя строгость ее исполнения существ, зависит от мирового периода - юги). Авторитетом в области абсолютной Д. Является собрание ученых брахманов, если же речь идет об особой Д.
Касты, рода или деревни - старейшины, руководящие соответств. Общины (панчаят). Несоблюдение Д. Карается наложением покаяний, изгнанием из касты или др. Формами обществ, бойкота. Виновный, по индийским представлениям, заслуживает худшее перерождение по закону воздаяния (карма). И напротив, лучшее перерождение обеспечивает себе тот, кто "накапливает Д. " как некую материальную субстанцию религ. Долга. Термин Д. Употребляется и в ограничительном значении "устои такого-то духовно-религ. Направления". Д. Вишнуитов и пр. Также - самоназвание буддизма как традиции и ее содержания.А. Вигасин,А. Парибок.
Дополнительный поиск Дхарма
На нашем сайте Вы найдете значение "Дхарма" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дхарма, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа