Дхарма-шастры
Санскр. Сочинения, посвящ. Изложению осн. Заповедей индуизма, правильного поведения - дхармы. В широком смысле к Д. Причисляют и ведийские учебники дхармы - дхармасутры. В узком смысле под Д. Имеют в виду лишь более поздние (перв. Пол. I тыс. Н. Э.) произведения (смрити), прежде всего "Ману-смрити" и "Яджнавалкъя-смрити ". В отличие от дхарма-сутр последние не были связаны с к.-л. Отд. Школами ритуала. Составленные обычно в стихах, тем же размером, что и эпические поэмы, они предназначались для всеобщего ознакомления. Приписывались Д. Самым авторитетным персонажам инд. Мифологии вплоть до богов ("Вишнусмрити"), претендуя на сверхъестеств. Происхождение. Дхарма понималась в них как религ. Долг, определяемый местом человека в об-ве, его принадлежностью к той или иной варне и касте - джати, а также стадии жизни - ашраме.
Несоблюдение человеком своей дхармы рассматривалось как нарушение предвечного закона космической гармонии. Осквернение могло быть либо снято особыми покаяниями, либо вело к исключению из касты. Давая компендии дхармы, составители Д. Использовали различного типа источники. Дхарма-сутры (преимущественно о повседневных обязанностях брахмана), артха-шастры (в связи с описанием деятельности царя-кшатрия), эпико-пураническую традицию (в главах о космогонии и эсхатологии) и т. П. Некоторые Д. Отличаются обилием дидактических изречений, популярных афоризмов ("Ману-смрити"), в др. Проявляется склонность к сухим перечням, классификациям и определениям. Излагая дхармы царя по охране подданных (в частности, и от преступников), ряд Д.
Подробно освещает вопросы правосудия. Судебным делам посвящена почти целиком "Нарада-смрити". Д. Никогда не были сборниками действующих законов, санкционированных гос. Властью, но зафиксированные в них общие принципы права служили авторитетным руководством для судей и правителей. Особое значение в ср.-век. Инд. Праве придавалось комментариям на Д., прежде всего "Митакшаре" (см. ЯДЖНАВАЛКЬЯ-СМРИТИ). Комментарии порою имели тенденцию превращаться в тематич. Сборники цитат из Д. (т. Наз. Нибадхи), либо могут рассматриваться как самостоятельные юридические трактаты, составленные в форме комментариев.А. Вигасин.
Дополнительный поиск Дхарма-шастры
На нашем сайте Вы найдете значение "Дхарма-шастры" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дхарма-шастры, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 13 символа