Дьяус

291

(Небо) - одно из древнейших божеств ведийского пантеона, образ Д., бога-отца (Д.-питар - "Небоотец", ср. Греч. "Зеус-патер", лат. "Юпитер", "Диеспитер"), восходит к общеиндоевроп. Периоду. В "Ригведе" воспевается в паре с Притхиви - Землею. Образы Д. И Притхиви, всеобщих родителей, слабо антропоморфизованы в гимнах, обращающихся нередко к Небу и Земле непосредственно. Изначально они были слиты воедино, и разделение их означало первый акт творения мира из хаоса. Уже в "Ригведе" почитание Д. Отражено на стадии угасания, позднее Д. Упоминается редко (как второстепенный бог группы васу, где он отождествляется с Прабхасой). Земным воплощением Д. Считается Бхишма, один из героев "Махабхараты".В. Эрман .

Значения в других словарях
Дьяус

ДЬЯУС (санскр. Небо - день), в ведийской мифологии божество дневного неба, муж Притхиви, отец Ушас, Ашвинов, Агни, адитьев, марутов, ангирасов. Имеет общее происхождение с Зевсом.. ..

Дхритараштра

В "Махабхарате" слепой царь, сын риши Вьясы, брат царя Панду, отец 100 Кауравов и родной дядя Пандавов, на попечении к-рого те остаются после смерти отца. Попустительство царя козням любимого сына Дуръодханы способствовало развязыванию братоубийственной войны.С. Невелева . ..

Дхьяна

(от "дхьяй" - "(умо)зреть" с процессуальным суффиксом, т. Е. Умозрение как процесс/состояние) - термин теории йоги как методов работы с сознанием, весьма сходно понимаемый в индуистской, буддийской и джайнской йогах. В зап. Культуре примерно соответствует неоплатоническому экстазу. Д. Характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом все поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, к-рый задает себя сознанию. Объект может бы..

Дэва

Бог. Слово, родственное обозначениям божества в ряде др. Индоевроп. Языков, одинаково образованным от основы со значением "небо" и глагола "светить" (т. Е. Небесный, житель светлого неба). В период индо-иранской общности божества (воспроизводя, по-видимому, древнюю индоевроп. Модель, ср. Асы и йотуны у скандинавов, "племя богини Дану" и фоморы у ирландцев и т. Д.) делятся на два, обладающих примерно равным статусом, соперничающих клана. Д. И асуров (иранск. Ахура). У иранцев после реформы Зороас..

Дэва и Асура

Божества. В отличие от других индоиранских мифологий, джайнская не противопоставляет мифологич. Типы "дэва" и "асура", а рассматривает А. Лишь как один из классов Д., причем не состоящий во враждебных отношениях с др. Классами. Таких гл. Классов ("племен") божеств в джайнизме 4. Бхаванавасины ("Во-дворцахживущие"), Вьянтара ("Блуждающие"), Джйотишка ("Светила"), Вайманика ("Небесные"). В кач-ве особого класса выделяются божества Локантики ("На-рубеже-мира"). Помимо этих осн. Разрядов существует ..

Дьяус

(др.-инд. Dyâus, собств. «сияющее, дневное небо», «день»), в древнеиндийской мифологии бог неба, персонифицированное небо. В «Ригведе» нет гимнов, посвящённых Д. Отдельно, но есть шесть гимнов, в которых говорится о Д. И Притхиви (земле) вместе. Чаще всего Д. Выступает совместно с Притхиви. Они образуют изначальную супружескую пару, где Д. - отец и небо, а Притхиви - мать и земля. Некогда они были слиты воедино, но потом разъединены и укреплены (по закону Варуны) порознь. Этот космогонический ак..

Дополнительный поиск Дьяус Дьяус

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дьяус" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьяус, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа