Дэва

577

Бог. Слово, родственное обозначениям божества в ряде др. Индоевроп. Языков, одинаково образованным от основы со значением "небо" и глагола "светить" (т. Е. Небесный, житель светлого неба). В период индо-иранской общности божества (воспроизводя, по-видимому, древнюю индоевроп. Модель, ср. Асы и йотуны у скандинавов, "племя богини Дану" и фоморы у ирландцев и т. Д.) делятся на два, обладающих примерно равным статусом, соперничающих клана. Д. И асуров (иранск. Ахура). У иранцев после реформы Зороастра ахуры стали классом благих, светлых богов, а Д. Превратились во враждебных им демонов. В Индии - наоборот, Д. Уже в Ведах все чаще характеризуются как благие боги, соратники Индры в его борьбе с асурами, богами изначального мира, "старшими братьями Д.", со временем все более приобретающими демонические черты.

Нек-рые асуры (напр., Адитьи во главе с Варуной) переводятся теперь в класс Д. Этот класс обычно описывается как состоящий из 33 (а также 330, 3306 и т. Д.) богов, распределяемых по трем космическим сферам (небо, воздушное проетранство, земля). Проводится также деление Д. По "семьям" или "родам" (напр., Адитьи, васу, рудры). Миф об извечной борьбе Д. С асурами навсегда остается основным в мифологии брахманизма и индуизма. Новые божества (Вишну, Шива, Сканда, Дурга) лишь замещают Индру в его роли протагониста. Начиная с упанишад, мифические деяния Д. В борьбе с асурами все чаще трактуются как символич. Описание актов познания, борьбы светлых начал в психокосме с началами зла и неведения.Я. Васильков.

Значения в других словарях
Дэва

ДЭВА (дева) - 1) в ведической мифологии класс богов - небесных, атмосферных (воздушное пространство) и земных. Противопоставляются асурам и другим сверхъестественным существам.2) В иранской мифологии дэвы (дайва, дивы) - злые духи, противостоящие благим духам (ахурам).3) В фольклоре народов Кавказа, Малой и Ср. Азии, Зап. Сибири и др. - злые духи, главным образом антропоморфные или зооморфные великаны.. ..

Дэва

Дэв. ..

Дэва

— в ведической мифологии класс богов - небесных и земных. Противопоставляется асурам и другим сверхъестественным существам. В иранской мифологии — злые духи, противостоящие добрым ахурам. В фольклоре народов Кавказа, Малой» Средней Азии, Западной Сибири - злые духи антропоморфного или зооморфного вида.. ..

Дхьяна

(от "дхьяй" - "(умо)зреть" с процессуальным суффиксом, т. Е. Умозрение как процесс/состояние) - термин теории йоги как методов работы с сознанием, весьма сходно понимаемый в индуистской, буддийской и джайнской йогах. В зап. Культуре примерно соответствует неоплатоническому экстазу. Д. Характеризуется отвлечением сознания от осознавания процессов в организме и от данных органов чувств. При этом все поле сознания заполняется избранным объектом умозрения, к-рый задает себя сознанию. Объект может бы..

Дьяус

(Небо) - одно из древнейших божеств ведийского пантеона, образ Д., бога-отца (Д.-питар - "Небоотец", ср. Греч. "Зеус-патер", лат. "Юпитер", "Диеспитер"), восходит к общеиндоевроп. Периоду. В "Ригведе" воспевается в паре с Притхиви - Землею. Образы Д. И Притхиви, всеобщих родителей, слабо антропоморфизованы в гимнах, обращающихся нередко к Небу и Земле непосредственно. Изначально они были слиты воедино, и разделение их означало первый акт творения мира из хаоса. Уже в "Ригведе" почитание Д. Отраж..

Дэва и Асура

Божества. В отличие от других индоиранских мифологий, джайнская не противопоставляет мифологич. Типы "дэва" и "асура", а рассматривает А. Лишь как один из классов Д., причем не состоящий во враждебных отношениях с др. Классами. Таких гл. Классов ("племен") божеств в джайнизме 4. Бхаванавасины ("Во-дворцахживущие"), Вьянтара ("Блуждающие"), Джйотишка ("Светила"), Вайманика ("Небесные"). В кач-ве особого класса выделяются божества Локантики ("На-рубеже-мира"). Помимо этих осн. Разрядов существует ..

Дэвадаси

(рабыня бога) - искусная в танце, пении, музыке служительница культа в индуистских храмах, обслуживавшая храмовые ритуалы (праздничные и повседневные). Д. Считались женами бога, обладавшими вечными чистотой и благодатью ("нитьясумангали"), хотя мн. Из них вступали в связь и с людьми - брахманами, царями, богатыми прихожанами и паломниками. В связи с этим религ. Ритуальная по сути деятельность Д. Нередко деградировала до уровня храмовой проституции и потому стала объектом постоянных гонений со ст..

Дэва

(Санскр.) Бог, «лучезарное» божество. -Деус, от корня див, «сиять». Есть небесное существо - доброе, злое или нейтральное. Дэвы населяют «три мира», которые суть три плана выше нашего. Существуют 33 группы или 330 миллионов их.. ..

Дополнительный поиск Дэва Дэва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дэва" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дэва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа