Индра
Гл. Божество пантеона "Ригведы", бог - громовержец и змееборец, возглавляющий богов (дэва) в их противостоянии асу рам. Гимны воспевают его подвиги, из них главный - победа над чудовищным драконом Вритрой, грозившим поглотить вселенную. Убиение Вритры мыслится как космогонич. Акт. И. Побеждает также трехглавого змея Вишварупу, Валу (демона пещеры, в к-рой заключают похищенных коров демоны пани), Шушну, демона засухи, и мн. Др. Асуров и дасов (мифологизированных вождей племен аборигенов, воевавших с арийскими пришельцами в эпоху "Ригведы"). Победы И. Над Вритрой, поглотившим воды, и Вишварупой, поглотившим коров, связываются с борьбой за священный напиток - сому, хранителем к-рого выступает древний бог Тваштар, отец Вишварупы и создатель Вритры, у к-рого И.
Отнимает сому силой. На битвы с демонами И. Отправляется, опьяненный сомой, в сопровождении дружины Марутов. Его гл. Оружие - ваджра, гром, его сковал для И. Тваштар (отношения с к-рым противоречивы). Уже в поздневедийской лит-ре И. Утрачивает положение главы пантеона, значение его постепенно падает. В послеведийской мифологии И. Сохраняет титул царя богов, полученный от Брахмы, но подчиняется верховной триаде (тримурти), возглавляя группу локапалов как хранитель Востока. И. - властелин небесного царства, куда уходят павшие в битве герои, покровитель воинского сословия, правит в небесном граде Амаравати. От И. Зависит благополучие земных царей, своевременное выпадение дождей в их владениях. В эпосе И. Возглавляет богов в их постоянных войнах с демонами, но часто терпит поражение и даже теряет царство, пока его не спасает вмешательство высших божеств или великих мудрецов.
Снижение образа И. Находит выражение также в мифах о соблазнении им земных женщин (мудрец Гаутама карает его за соблазнение его жены Ахальи). Великие подвижники превосходят И. Могуществом. Страшась их, И. Подсылает к ним ради соблазна и нарушения обетов подчиненных ему прекрасных дев - апсар. И. Опасается также честолюбивых земных царей, к-рые могут сравняться с ним, если совершат 100 жертвоприношений коня (ашвамедха), и препятствует им. Нередко И. Появляется на земле, принимая различные образы. Культ И. В индуизме заметной роли не играет. В древности ежегодно после сезона дождей справлялся праздник И., на к-ром главным объектом почитания был "стяг" И. - украшенный гирляндами столб, опускавшийся в конце праздника в воду.
И. Почитался на нем в образе гуся. Праздник дожил до нашего века. Зооморфный атрибут И. (вахана) - слон Айравата, воплощение дождевой тучи, главный из 4 мировых слонов (дигнагов, см. ЛОКАПАЛЫ). Употребительные эпитеты И. - Шакра (Могучий), Магхаван (Щедрый), Сахасракша (Тысячеглазый). Жена И. В Ведах именуется Индрани, в послеведийской мифологии - Шачи (считается дочерью демона Пуломана). Заметной роли в пантеоне не играет, как и сын И. - Джаянта. Земными сыновьями И. Считаются Арджуна, герой "Махабхараты", и царь обезьян Валин в "Рамаяне".В. Эрман .
Дополнительный поиск Индра
На нашем сайте Вы найдете значение "Индра" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индра, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 5 символа