Индуизм В Юго-восточной Азии

209

Начальн. Период распространения индуизма в Юго-Восточной Азии (перв. Пол. I тыс. Н. Э.) связан прежде всего с деятельностью при дворах местных правителей - выходцев из Индии - брахманов, возможно, кшатриев, а также с развитием индийско-юговосточноазиатских торговых и дипломатич. Отношений. Осн. Источники восприятия религиозно-мифологич. И культовых образов и понятий индуизма в ЮВА - индийская санскритская лит-ра. Пураны, эпич. Произведения (прежде всего, "Рамаяна" и "Махабхарата"), религиозно-дидактич. Лит-ра, шастры. Большую роль играли периодич. Контакты с древними и ср.-век. Гос-вами Гуптов, Сатаваханов, Паллавов, Чолов, с Виджаянагаром (преимуществ, через земли юга и востока Индостана), внутрирегиональные этнокультурные и междинастич.

Связи. В культуре правящих слоев распространялись представления о варнах (к-рые, однако, имели местную специфику и не привились как общесоциальный институт). В ходе восприятия элементов др.-инд. Аристократической культуры, способствовавших оформлению и легитимации государств, институтов, культы индуизма, иногда наряду с буддизмом, использовались для освящения верховной власти. Древнейшие следы индуизма в регионе (до V в. Включ.) - это скульптурные изображения и символы (Вишну, Шивы и нек-рых др. Богов), эпиграфика (религ. Надписи и царские указы на санскрите), а также остатки культовых сооружений в южн. И юго-вост. Областях Индокитайского п-ова (в т. Ч. В сев. Р-нах Малайи) и на о-вах Индонезийского архипелага (Зап. Ява и Вост.

Калимантан), в совокупности с данными китайских летописных источников. В царствах и княжествах эпохи древности (рубеж н. Э. - VI/VII вв.) индуизм был представлен преимуществ, шиваизмом и вишнуизмом и был связан с более ранними брахманскими культами. В древнекхмерской империи Бапном и затем в королевстве Ченла индуизм на почве культа предков оформлял идеологию монархич. Власти. В V-YII вв. Здесь бытовали официальные культы Вишну, разл. Аспектов Шивы и культ Харихары (Шивы-Вишну), ассоциировавшихся с образом монарха. Короли гос-ва Тямпа (Центр, и Южн. Вьетнам) в IV-VII вв. Развивали династийный культ Шивы Бхадрешвары и связанное с ним поклонение шивашнге. Индуизм преобладал в идеологии гос-в Явы и Калимантана (западнояванское царство Тарума - вишнуизм, царство в Кутэе - шиваизм), культы индуистских богов и индуистские погребальные обряды отмечены в прибрежн.

Гос-вах Малаккского п-ова (Лангкасука, Тунсун, Паньпань и др.). VIII-XV вв. (эпоха расцвета ср.-век. Гос-в до времени массового преобладания буддизма тхеравады и ислама и до начала европейской колониальной экспансии) - осн. Период истории индуизма в ЮВА. В эту эпоху установились его традиционные региональные особенности, закрепились его социально-идеологич. Функции, самобытные черты классич. Культового искусства и мифологии. Это время более широкой адаптации индуистской культуры на почве этнич. Традиций у кхмеров, тямов, малайцев, яванцев, балийцев и нек-рых др. Народов Индокитая и Нусантары. Выдающееся место среди направлений индуизма в религ. Идеологии гос-в ЮВА в данный период занимала шайва-сиддханта. Отмечена особая роль шивактской формы концепции власти, осознаваемой как связь между Шивой, лингой (палладиумом свящ.

Власти короля), правящей династией и брахманом-первосвященником (прежде всего, в яванском королевстве Матарам, империи Тямпа, в раннекхмерских империях Ченла и Камбуджадеша). Шива Бхадрешвара (Махешвара) почитался как Царь Горы (божеств, аналог монарха), олицетворенный в центре гос-ва в линге и свящ. Горе (у кхмеров Шива-Царь Горы - кхмерск. Эйсор). Выраженная в этом культе идея сакральности власти короля легла в основу культового зодчества (концепция храма-горы, наиб, рельефно представленная в Челе и Камбуджадеше, воспринявших традиции бапномских царей Лунной династии). Со времени Джаявармана II (нач. IX в.) и на протяжении раннеангкорского периода (IX-XII вв.) в Камбуджадеше культ королевской линги был основой культа бога-короля (дэвараджи).

Аналогичные явления прослежены на Яве и в Тямпе. С раннего периода источники отмечают наличие секты пашупата, значимость представлений шактизма, эзотерического тантризма и йоги. Среди популярных культовых и мифологич. Персонажей, получивших самобытное отображение в классич. Искусстве того времени, - Ганеша, Дурга, Нандишвара, Агастъя и нек-рые др. Широкое храмовое строительство (яванский чанди, кхмерский ват, тямский калан) в значит, части было связано с шиваитскими формами идеологии. Особенности шиваизма в ЮВА, обусловленные его приспособлением к местным религиозно-мифологич. Традициям, характеризуются влиянием архаич. Обычаев - мегалитической культуры (менгиры-линги и т. Д.), уранических культов и почитания свящ.

Гор (идея и образ Царя Горы и главенствующего духа - божества, хозяина горы и покровителя местности, общины и гос-ва). Связью с культом предков. На этой основе под влиянием шиваизма оформлялись образы верховных божеств (в индуистской мифологии Зап. Индонезии и Малайзии - Батара Гуру, демиург, возглавляющий сонм богов). Древние традиции вишнуизма проявлялись в особенно тесной связи Вишну с царской властью (образ монарха Вишну как восстановителя дхармы, ирригатора). В опред. Периоды культ Вишну использовался для идеологич. Санкции статуса царя-деспота, возвышавшегося над др. Религ. Течениями (Ангкорская империя XII в., яванские гос-ва XI-XII вв.). Строились ритуальные комплексы, связанные с культом вишнуитских божеств (бассейны-гробницы и храмы-чанди на Яве.

Ансамбль Ангкор Ват в Камбодже). В ангкорский период в Камбуджадеше большую роль играла вишнуитск. Секта панчаратра. Среди популярн. Божеств и аватар Вишну - Шри, Гаруда, Рама, Кришна, Сарасвати. Эти и нек-рые др. Персонажи известны в ЮВА по сюжетам пуран, "Рамаяны" и эпизодам из "Махабхараты", в пластин, искусстве (гл. Обр. Храмовые рельефы), в театральном искусстве (театр ваянг и др.). Своеобразие адаптации вишнуитских представлений в ЮВА во многом обусловлено было их приспособлением к древним хтонич. Образам местной мифологии, аграрным культам и магии, фитолатрии и почитанию водного начала (широкая популярность богини Шри и ее трансформация в народных верованиях, популярность образа Гаруды). В XIII-XV вв. На почве автохтонных традиций распространяются синкретизованные формы индуистского культа и индуистско-буддийской религ.-философской концепции (известный и ранее культ Харихары, а в гос-вах Сингасари и Маджапахит - яванская дуально-синкретич.

Система Шивы-Будды вместе с соответствующей ей теологич. Доктриной соотношения шиваизма и буддизма ваджраяны как ступеней на пути к Абсолюту). Возрастает роль мифологич. Образа Батара Гуру как божества, соединившего черты Шивы и Будды. Симбиоз индуистских и буддийских традиций наблюдался в сфере офиц. Ритуалов культа династийных предков (напр., шраддха в Маджапахите, почитание членов монархич. Семьи в виде индуистских и буддийских божеств). В данный период под воздействием тантризма получили особое развитие известные ранее демоническ. И сексуальные аспекты шиваизма. С использованием индуистских образов и понятий составляются на местных языках оригинальные своды космогонич. Сюжетов и историко-религ. Сочинения (напр., яванск.

"Танту Панггеларан", "Таттва Саванг Сувунг", "Маникмайя"). В кодификации законов, в разработке писаного права сказывалось влияние лит-ры дхарма-шастр, издавна известных в ЮВА традиционных индуистских норм. С началом распространения в регионе новых религий (буддизма ланкийского образца - тхеравады в Индокитае и ислама в Нусантаре) роль индуизма в идеологии ряда гос-в региона постепенно снижается (в Камбодже с XIII в. - упадок влияния шиваизма при усилении буддизма ваджраяны, затем тхеравады). Вместе с тем происходит распространение элементов индуистской региональной культуры в новых районах (на Филиппинах и через Зап. Индонезию и Малайю на восток Нусантары). В буддийских и исламизированных гос-вах (Сиаме, Бирме, малайских княжествах) сохраняются (гл.

Обр. В контексте придворной культуры) нек-рое влияние ритуальных традиций индуизма и частично институт брахманства. В XV-XVII вв. В результате кризиса старых политич. Структур и идеологич. Систем, начала массового распространения ислама и буддизма тхеравады и европейской раннеколониальной экспансии территориальная сфера индуизма в ЮВА резко сокращается. Однако и в культуре новых гос-в (яванск. Султанат Матарам, малайск. Исламизированные княжества, буддийские гос-ва Индокитая - Сиам, Камбоджа и др.), и позднее до новейшего времени включительно продолжают бытовать элементы индуистского происхождения и обычаи, унаследованные от прежней имперской государственности. Они присутствуют как в народной мифологии и фольклоре, так и в сакрализованных формах придворного церемониала и в государственных мифах.

Вместе с тем в процессе вытеснения старой идеологии и дальнейшей аккультурации индуизма на этнич. Территориях, мало затронутых наступлением ислама и буддизма, формируются относит, изолированные устойчивые очаги самобытной религии на почве синкретизма местных анимистич. Традиций, культа предков и адаптированного индуизма. Наиб, ярким примером такого рода до наст, вр. Является балийско-индуистская религия, к-рая занимает господствующее положение у населения о-ва Бали (Индонезия). Балийско-индуистская религия (балийский индуизм. Агама тиртха. Агама хинду бали) сложилась на основе традиц. Общинных верований, обрядов и мифологии балийцев и религ.-культовой системы древнебалийских княжеств, впитывавшей влияние индуизма и частично буддизма в основном через контакты с яванскими гос-вами Матарам, Кедири (VIII-XIII вв.) и гл.

Обр. Маджапахит (XIV-XVI вв.). Адептов балийского индуизма насчитывается ок. 3 млн чел. Отдельн. Элементы индуистской триады богов в балийском индуизме (балийск. Санг Хьянг Тига, Санг Хьянг Тримурти) - Брама (Брахма), Висну (Вишну) и Сива (Шива), приспособлены к народной мифологии дуального космоса. Напр., Брама и Батара Кала находятся в группе богов нижней (хтонич., демонич.) ориентации. Батара Гуру, Крисна, Висну - в группе верхней (уранич.) ориентации. Почитание тримурти окрашено культом манифестаций Шивы (Брахма-Шива соответствует Брахме, Садашива соответствует Вишну, Прамашива соответствует Ишваре). В земледельч. Мифологии Шива - это Огонь (Брахма), к-рый через пар становится Водой (Вишну) и оплодотворяет Землю (Пертиви), производя Рис (Шри).

Шива в аспекте Батара Гуру и Шивы-Сурьи почитается как бог солнца (брахманский церемониал Сурья-севана, восходящий, вероятно, к доиндуистскому культу солнца). Популярным аспектом Шивы является божество - дух свящ. Горы Гунуг Агунг, аналога Махамеру, т. Е. Великий Меру (на вост. Бали). В основе 5и 9-ричной космогонич. Систем балийской шайвасиддханты (соотв. Балийск. Панча дэвата. Дэва навасанга) - Шива (центр), Махадэва (запад), Вишну (север), Ишвара (восток), Брахма (юг) и раз л. Манифестации Шивы. Вместе с тем эти божества, а также Рудра, Шанкара, Шамбху и разновидности духов-бута (бхута) регулируют жизненные токи человека (микрокосма). У балийцев известен культ верховн. Божества - Санг Хьянг Видхи (Санг Хьянг Тудух), воплощающего целостность космоса и единство мирового порядка и связанного с разл.

Проявлениями Рудры. Теологич. Представление об Абсолюте выражено также Санг Хьянг Сунья Сепи (от сайскр. Шунья). Наряду с этим балийск. Космогония содержит образ первоединого бога (Санг Хьянг Тунггал, Тинтья), породившего свет и тьму и через них все сущее и богов, в т. Ч. Шиву. Ряд божеств балийско-индуистского пантеона (через образы храмовой скульптуры) олицетворял княжескую власть в культе династийных предков. В цикле земледельч. Обрядности выделяется культ Дэви Сри (Шри) как Матери Риса (Ибу Пади, Нини Пантун), божества плодородия, рисовых всходов и продовольств. Запасов. Широко известны персонажи демонич. Круга (бута, кала и др.) Обрядовая сторона индуистско-балийской религии характеризуется особой значимостью и разнообразием ритуалов жертвоприношения и очистительных (в т.

Ч. Экзорцистских) церемоний, связанных с культом предков и богатством анимистич. Представлений (питра яднья (т. Е. Яджня), бхута яднья, мануса яднья). Огромную роль играет святая вода (тиртха). Обряд кремации, содержащий много самобытных черт, широко распространен. Священники- брахманы (педанда сива, педанда бода) и более связанные с народной средой жрецы (сенггуху, пемангку) владеют огромным разнообразием ритуальных жестов, поз, заклинаний и ритуальных атрибутов индуистского и тантрийского толка. На Бали со времен средневековья существует чрезвыч. Разветвленная и сложная (в основном трехуровневая) система общинных, семейно-родовых и общебалийск. (включая бывшие княжеские) храмовых комплексов (пура) и часовен. Храмовый комплекс Бесаких на склоне свящ.

Горы Гунунг Агунг (Вост. Бали), основанный в IX-X вв., с XIII-XVI вв. До наст. Вр. Выполняет роль всебалийск. Культового центра. Очень многочисленны периодич. Обрядовые празднества (общинные, храмовые и др.). Из отмечаемых по 210-дневному яванско-балийск. Календарю выделяется Одалан (день освящения деревенского храма), Галунган (праздник гл. Храма), из отмечаемых по индуистско-балийско-яванск. 360-дневному календарю Сака - обряды в честь Нового года (Ньепи). Всебалийск. Праздник нового столетия Эка Даса Рудра (последний в 1979) связан с культом манифестаций Шивы-Рудры и жертвоприношениями. В наст. Вр. В ЮВА индуисты и приверженцы традицион. Культов, возникших под влиянием индуизма, составляют ок. 1,5% населения региона. Из них ок.

90% проживают в Индонезии и Малайзии. Среди коренного населения индуизма придерживаются балийцы, тенггеры, часть сасаков Индонезии, часть тямов Вьетнама, небольшая часть араканцев и чинов Бирмы. В Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Бирме и Брунее индуизма придерживается гл. Обр. Некоренное население - выходцы из Южн. Азии (свыше 1/3 от общего числа индуистов региона). Представлены культы шиваизма (количественно доминирующего) и вишнуизма. Индуистские элементы присутствуют в совр. Мистич. Учениях. Среди коренного населения наблюдается переплетение индуизма с местными автохтонными анимистич. Верованиями и культом предков (балийцы, в особенности этнич. Группы бали-ага, сасаки-бодха, тямы и нек-рые др. Этносы Индокитая и Индонезии).

Налицо черты синкретизма индуистских элементов буддизма и местных верований (бадуи. Тенггеры индонезийск. О-ва Ява с их культом Бромо, олицетворенного в свящ. Горе-вулкане. Балийцы). У крупных народов, исповедующих буддизм и ислам, у ряда этнич. Меньшинств (прежде всего горцев) ощутимо влияние индуистской мифологии в эпосе, фольклоре, драматич. И изобразит, искусстве и ремеслах (широкое бытование сюжетов и персонажей "Рамаяны" и "Махабхараты", особенно в традицион. Кукольном театре, танцев, драме). В народных верованиях, поверьях земледельцев-рисоводов имена божеств и духов нередко восходят к именам богов индуизма.Г. Бандиленко.

Значения в других словарях
Индуизм В Непале

Индуизм - государств, религия королевства Непал. Согласно данным переписи, индуизм исповедуют ок. 80% населения страны. Однако в Непале распространены и разл. Буддийские направления и школы, мусульманство, а у нек-рых этнических групп сохранились племенные верования и культы. На протяжении многих столетий индуизм и буддизм сосуществовали, оказывая друг на друга сильное влияние. Это проявилось, в части., в почитании индуистами и буддистами одних и тех же персонажей под разными именами. Значит, ме..

Индуизм В Шри Ланке

Исповедуется преимуществ, тамилами, второй по численности этнич. Группой населения (ок. 3 млн чел.), а также отдельными малочисл. Общинами выходцев из Южн. И Сев. Индии (малаяльцами, гуджаратцами и нек-рыми др.). Существуют этнографич. Различия между т. Наз. Ланкийскими и индийскими тамилами Шри Ланки. Первые являются древними обитателями о-ва (наряду с сингалами, составляющими численное большинство - ок. 12 млн чел.), мигрантами глубокой историч. Давности, и в их этногенезе важную роль сыграли ..

Итихаса

(букв, именно так и было) - первонач. - обозначение нарративного жанра, противополагаемого ведийской поэзии гимнов и заклинаний, также используемого, однако, во время религ. Церемоний. В древней экзегетической лит-ре, начиная с брахман, означает "традиция", "рассказ о минувшем". В самоназвании "Махабхараты ", в част., тесно сближается с понятием "пурана" в значении "старина", образуя комплексное понятие, в составе к-рого "И. " восходит к традиционному пониманию абсолютной достоверности героич. С..

Ишвара

Имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как "Господь" или "Владыка"). Концепция И. И есть то, что позволяет говорить о монотеистич. Тенденции или монотеистич. Уровне в индуизме. Исходное значение слова - "владетель", "обладатель". В Ведах оно выступает как умилостивительный эпитет, обращаемый к разным богам ("владеющий", т. Е. "способный дать", потенциальный даритель - прежде всего счастливой доли, судьбы). Через значение "бога личной судьбы" (в эпо..

Дополнительный поиск Индуизм В Юго-восточной Азии Индуизм В Юго-восточной Азии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Индуизм В Юго-восточной Азии" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индуизм В Юго-восточной Азии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 28 символа